Капитализм США

Соединенные Штаты Америки – главная страна современного капитализма (2/5 промышленного производства мира). Экономика США контролируется крупнейшими в мире монополиями «Дженерал Моторс», «Стандард Ойл», «Дюпон» и др.

США – крупнейший в капиталистическом мире экспортер капитала. Экономика США подвержена циклическим кризисам. В 1976 году число полностью безработных 7,3 миллиона человек.

В капиталистическом мире США занимают 1-е место (1976) по добыче угля (615 миллионов тонн), нефти (394 миллионов тонн), природного газа, урана, производству электроэнергии (2200 миллиарда кВт-ч), стали (116 миллиона тонн), алюминия (первичного (4,1 миллиона тонн), автомашин (9,4 миллиона тонн), пластмасс (13,5 миллионов тонн), самолетов, 2-е по добыче нефти (424 миллионов тонн). Сильно развиты химическая, нефтехимическая промышленность, производство станков, промышленного и энергетического оборудования, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин. Развиваются новые отрасли, особенно связанные с военным производством: ракетно-космическая, электронная, атомная и др. Сельское хозяйство высокоинтенсивное, главную массу продукции дают крупные капиталистические фермы индустриального типа.

Внешнеторговый оборот США в 1977 (в миллиардах долларов): экспорт – 119,0, импорт – 157. Главные внешнеторговые партнеры: Канада, Япония, ФРГ. Экспорт в СССР составил 2,3 миллиарда долларов, импорт – 0,27 миллиардов долларов.

Ещё в XIX веке, обогнав Великобританию, США вышли на первое место в мире по объему промышленного производства. И ныне они первенствуют в производительности труда, в большинстве наукоемких производств. Им удалось также сохранить преимущество и в некоторых традиционных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а так же в непроизводственной сфере.

На США приходится более ¾ всего выпуска авиаракетно-космической, 2/3 электронно-вычислительной техники, более ½ добычи угля и мощности АЭС, около 1/3 сбора зерновых в западном мире.
Промышленность США отличается высоким уровнем, производственной и территориальной концентрацией. Она ориентируется как на выпуск массовой, серийной, так и особо сложной, уникальной продукции. Изделия с маркой «Сделано в США» имеют хорошее качество и ценятся на мировом рынке.