Народная этимология

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу взрослую речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук , они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .

· Леля называет сухарик - кусариком .

* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .

По народной этимологии есть только одно издание, и то на заказ:

Народная этимология

Автор: Jesse Russell

ISBN 978-5-5129-2312-2; 2012 г.

Книгу можно заказать через озон или .

Народная этимология — ложная этимология, лексическая ассоциация, возникающая под влиянием просторечия, но позднее воспринимаемая также и классическим литературным языком.


Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

· Царь дрожащего творенья - Царь , дрожащий от варенья .

· Властелин души моей - Пластилин души моей .

· Терпи , казак , атаманом будешь - Терпи , коза , а то мамой будешь .

Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок , незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета , которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) .

Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .

Действенность .

Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительно со стороны действия .

· строганок - то , чем строгают

· копатка - то , чем копают

· лизык - то , что лижет

· колоток - то , чем колотят

Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета . Почти все исправления , вносимые ребенком в нашу взрослую речь , заключаются именно в том , что он выдвигает на первое место динамику .

Завоевание грамматики .

За - вы - на - рас - об

Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не хватает глаголов , существующих во взрослом языке . Приходится создавать свои собственные .

· - часы часикают

· - я намакаронился

· - видишь , как я хорошо приудобился

· - погоди , я еще не отсонился

В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных языковых традиций .

Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них .

· Мама , отпачкай мне рубашку !

Льзя - нельзя

Любопытная особенность детских приставок : они никогда не срастаются с корнем . Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый .

· - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .

· - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !

· - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !

Он и она

Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.

Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .

· - Я не черепаха , я черепах .

· - Синица - синиц .

· - Русалка - русал .

Прилагательные

Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей . Но даже в том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка .

· - Червячее яблоко

· - Клевачий петух

· - Махучий хвост

Скрещивание слов

· - Моя чашка такая блистенькая

В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и чистенькая сразу ) .

Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую глагольную форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей , чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым исследованием того материала , который предлагают им взрослые .

Типичные речевые ошибки детей

По развитию речи рекомендуем разделы книг:

Развитие речи и логопедия

Упражнения по развитию и коррекции речи

Детская речь

Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные .

· - Этажерка - эта жерка , та жерка

· - Табуретка - та буретка и эта буретка

Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых глаголов .

· - Папа воевает

· - Мы сплим

· - Лампа зажгита

Анализ языкового наследия взрослых

Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный , прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза .

· - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно себя вести )

· - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными формулами , а маленькие дети - вещами , предметами предметного мира . Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .

Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова есть отчетливый смысл , не может простить нам бессмыслиц , которые мы вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против фонетики данного слова .

Ребенок усваивает нашу взрослую речь не только путем подражания , но и противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он забраковал наши слова и заменил их другими .

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .

И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы .

· - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен . Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим , вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей . Он решает ее по вдохновению , внезапно , не обладая для этого никакими другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что , пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден прибегать к самым фантастическим выдумкам .

· - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью . Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с самими чудовищами .

Фонетика

Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным , извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции .

· Кооператив :

· пиф

· пиф - пиф

· апиф

· капиф

· каапиф

· патиф

· копатиф

· кооператив