Песенки, потешки, и воспитание малыша

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы ? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью .

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. 

     Очень , рекомендуем.


Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

накормить:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

"Баю-баюшки-баю"

Колыбельная песня завораживает и убаюкивает, превращая огромные, непонятные детские впечатления в тихую, певучую сказку.

Каждое слово в этих песнях - заветное, из рода в род переданное, оно переходило из века в век и в воздухе не таяло.

Той же природы и сказочные коты, качающие колыбельку, и лиски с лапотками, и пугачевского вида чужак с бородой, и волчок - нестрашный! - на дивных, простонародно-трогательных рисунках Е.Ю.Васнецовой.

Отзывы об этой книге:

Это не просто книга - эта книга с душой, широкой, доброй душой. Я не буду останавливаться на том, что формат этой книги, качество печати и бумаги просто замечательны, а остановлюсь на содержании. Читая эту книгу, прислушиваясь к певучим колыбельным и рассматривая великолепные иллюстрации Е. Васнецовой (дочери Ю. Васнецова, между прочим), с головой погружаешься в атмосферу русской деревни, чувствуешь тот самый русский дух народного фольклора.

Я никогда не была в деревне, но благодаря этой книге я, житель огромного мегаполиса, побывала в народном сердце нашей родины. Увидела вспаханные поля и густые темные леса, чистые реки и необъятное русское небо, маленькие домишки с резными расписными воротами и теплыми уютными печками. Увидела, как мамы качают в люльках своих малышей и услышала, какие душевные песни они им поют.

Вы только послушайте: "Матушка добра Вите кашки дала. Дитятко покушай, да и спи, золотой! Милое мое, крохотанненькое, ой люлю, ой люлю, умоленное". Я увидела розовощеких ребятишек, сидящих на лавочках и кушающих наливные яблочки, котиков, зайчиков и прочих милых существ. Я даже наконец узнала, кто такой Бобай, которым с детства пугают детей.

Словом, я сама в восторге от этой книги и очень рада, что мой ребенок 1,3 года начал знакомство с фольклором именно с нее.

Присказки

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра).

У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.

Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька -

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько -

Будет песенка.

А колечко на колечко -

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Широко используются и нестихотворные присказки вроде:

"На море, на океане,

на острове Буяне

стоит дерево - золотые маковки.

По этому дереву

ходит кот-баюн:

вверх идет :песню заводит,

вниз идет - сказки сказывает.

Это еще не сказка, а присказка,

а сказка вся впереди".

Присказка может иметь и такую концовку: "Это еще присказка, сказка дальше пойдет".

В качестве присказок могут быть использованы и потешки: "Из-за леса, из-за гор..." и др.

Новую сказку лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми - присказкой новой, интересной и забавной.

Заканчивать сказку можно широко известными концовками: "Тут и сказке конец, кто дослушал - молодец"; "Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя" или:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают.

Нас в гости поджидают.

И я там был,

Мед, пиво пил,

По усам оно бежало,

В рот ни капли не попало.

Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы: "Так-то! Смелость города берет!" или "Сам погибай, а товарища выручай!" и др. Такая концовка закрепит впечатление от услышанного.