Игра со словами

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: "Ай, качи-качи-качи! Глянь - баранки, калачи!.."; "Чики, чики, чикалочки..."; "Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу".

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но эwww.labirint.ru/series/18090/тим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен - это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от "водички", умывающей "личико", до весны - "весны красной, весны ясной" или птиц, несущих из-за моря "ключи весенние"); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм - "Наша Маша...", "Ладушки...", "Огуре-чик..." - до белого стиха - "Солнышко катилось ко западу...", "Ты трава ли моя, травушка..."); интонацией (от ласковой лирической - "Потя-гунушки, потягунушки..." - до юмористической - "Ты умница, разумница...").

Рекомендуем книги:

Пословицы. Поговорки. Загадки. Потешки. Большой раздел с замечательными детскими изданиями.

Стихи и загадки для малышей.

Сказки и истории для малышей.

Художники - детям. В серию вошли классические произведения детской литературы, иллюстрированные лучшими отечественными художниками - Михаилом Бычковым, Евгением Чарушиным и другими.

Шедевры книжной иллюстрации.

Лучшие книги:

"Старик годовик: сказки, пословицы, скороговорки, загадки, игры, песенки для детей" (В.Даль)

В книгу "Старик-годовик" вошли самые известные сказки для детей: "Девочка Снегурочка", "Журавль и цапля", "Война грибов с ягодами", "Лиса и медведь", а также игры, пословицы, загадки, песенки и побасенки, отобранные известным историком литературы Иваном Халтуриным. Сборник необычен по структуре: сказки чередуются с загадками и пословицами, рядом с побасенками и скороговорками - народные игры, потом снова сказки. И во всем - мудрость, рассудительность, юмор простых людей.

Книга есть в лабиринте. Одно из лучших сегодня издания для детей младшего возраста.

В иллюстрациях к книге "Старик Годовик" художник Владимир Конашевич идет от росписей русской посуды и вышивок. Суперобложка и страницы "Загадки", "Пословицы", "Поговорки" напоминают деревенские подносы, которыми украшали стены домов. На этих страницах текст ложится прямо на крупные цветы, размашисто нарисованные акварелью. Живописен и сам Старик Годовик в великолепно разрисованной шубе с огромными раструбами рукавов, изображенный во всю страницу. Каждые три месяца он взмахом руки выпускает птиц, окраска которых везде разная: холодно-синяя - зимняя, нежно-розовая - весенняя, желто-оранжевая - летняя, сумрачно-лиловая - осенняя. С помощью этой сказки и рисунков можно ярко и поэтично рассказать ребенку о временах года.

Богатства нашего языка в виде сказок, пословиц, загадок и песен вот уже полтора века радуют читателей. Книги с именем Даля на обложке пользуются неизменной огромной популярностью во все времена. Эта книга развивает речевое чутье маленького ребенка, вводит в его сознание важные нравственные понятия о добре и зле, душевной щедрости, ответственности за порученное дело. Мы рекомендуем ее для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Владимир Даль - русский ученый и писатель, автор знаменитого "Толкового словаря живого великорусского языка". Владимир Даль знал около шести языков и понимал тюркские языки. Даль - известный собиратель фольклора. В книге "Старик годовик: сказки, пословицы, скороговорки, загадки, игры, песенки для детей" печатаются иллюстрации Владимира Конашевича, известного мастера советской книжной иллюстрации.

Развитие детского творчества

"Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального армирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности."

От обучения знаниям, умениям, навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать и использовать их жизнь. Взрослые передают ребёнку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Концепция дошкольного воспитания ставит перед нами задачу "формирования культуры познания".

Рекомендуем серию книг: Мастер-класс логопеда. А также - Развитие психических функций ребёнка.