Воспитание и природа

Природа и духовное начало народных воспитательных традиций

Духовность нации - сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического бытия.

Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, не политические партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой народный дух.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике естественностью народного воспитания.

С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.

Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде...

Природа - великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу как фактор воздействия на личность.

Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо, что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.

Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. Высочайшая жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни.

В работе Этика П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств. Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

Отношения с природой

В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и малым народам. Например, суть народной философии эвенков - мир един, человек - это тоже природа.

В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы, постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними.

Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Воспитание дошкольников через приобщение к природе

Автор: Л. В. Кокуева

Языки: Русский

Издательство: АРКТИ

Серия: Развитие и воспитание

ISBN 5-89415-419-7; 2005 г.

В методическом пособии представлена система работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение их к природе родного края. Предлагаемая система поможет педагогам ДОУ активно и плодотворно использовать в экологическом воспитании стремление дошкольников переносить отношения, существующие между людьми, на отношения с объектами природы, подготовить к школе, пробудив в них стремление самим постигать суть явлений.

Методическое пособие адресовано дошкольным педагогам и родителям.

Природа в системе эстетического воспитания

Букинистическое издание, есть в озоне.

Автор: И. Ф. Смольянинов

Издательство: Просвещение

Сохранность: Хорошая

1984 г.

В книге доктора философских наук, профессора природа рассматривается как источник эстетического воспитания и образования человека. Для анализа эстетического содержания природного мира, решения проблем эстетического воспитания автор использует данные школьных предметов естественного и гуманитарного циклов, привлекает богатый и разнообразный материал науки, искусства и литературы.

Дети и силы природы. Альтернативное воспитание

Цифровая книга, есть в озоне.

Автор: Эшлин О'Гайя

Языки: Русский

Издательство: ИГ "Весь"

Серия: Мистический опыт детей

ISBN 978-5-9573-1898-9; 2011 г.

Эшлин О'Гайя уже более двадцати лет практикует Викку - неоязыческую религию, основанную на почитании природы. Она является верховной жрицей и вместе с мужем возглавляет викканский ковен, в который входит группа людей, занимающихся Природной магией. 

В книге рассказывается о воспитании детей, родившихся у родителей, которые интересуются эзотерическими учениями. Текст разделен на пять частей, соответствующих основным возрастным периодам развития ребенка - от младенчества до ранней юности. Каждый раздел начинается с психологических замечаний об особенностях детского поведения на определенных этапах развития. Далее автор приводит простейшие магические приемы, которые могут пригодиться в повседневной жизни каждому ребенку. Среди них: заучивание стишков-заклинаний, освоение способов магической защиты, изучение методов общения с животными и растениями, использование медитативных техник и др.

Книга будет интересна как родителямэзотерикам, так и тем, кто хотел бы обладать максимально полной информацией о методах воспитания детей.

Малыш в мире природы

Автор: М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова

Редактор Галина Григорьева

Языки: Русский

Издательство: Просвещение

ISBN 978-5-09-024726-9; 2010 г.

Пособие соответствует программе воспитания, обучения и развития детей до трех лет "Кроха". В нем представлены разнообразные задачи, содержание, формы и методы приобщения малышей к миру природы. 

Авторы раскрывают возможности самых маленьких детей не только понимать, но и чувствовать мир природы, что особенно важно учитывать при воспитании в них желания содействовать ее сохранению.