Компьютерные игры и дети

Умненький розовощекий мальчик сидит за столом. Прикусив губу и держа пальцы на кнопках сложной машины, он не сводит напряженного взгляда с экрана, на котором мелькают рисованные картинки. Мальчик занят игрой.

Он дома, а не в подворотне. И на экране - ничего страшного или неприличного. Взрослых это устраивает. Они могут хоть каждые пять минут заходить и смотреть на своего ребенка. Но увидят только внешнее, только тело. А что происходит в это время с душой?

Она пребывает вдали от Бога, от родителей, от настоящей реальной жизни. Ею владеют ложь и страсти. Она живет в несуществующем мире - в ничто. Ее глубочайшее волнение поднялось на пустом месте. Происходит, в общем, то же, что при просмотре телеили видеофильмов. Однако есть одна принципиальная разница. Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном мире.

Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, предусмотренные для него программистом. Так, убежден о. Сергий Марук, автор статьи о компьютерах, происходит программирование в сознании ребенка определенных навыков и нравственных стереотипов.

Что именно вводят компьютерные игры в его сознание? Безбожное мировоззрение.

Во-первых, это положительное (чуть ли не панибратское) отношение к миру демонов - миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Звездные войны" и др.) носят ярко выраженный демонический характер. 

Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где 'побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал".

Некоторые "умные" игры (например, "Цивилизация") дают играющему возможность развивать в себе неограниченное властолюбие - установить (все в том же иллюзорном мире) новый мировой порядок, таким образом готовя сознание к приходу Антихриста.

Авторы книги "Битва со зверем" определяют компьютерные игры как "технотронную магию" - общение со злыми духами посредством компьютерной техники. Неудивительно, что самые, казалось бы, безобидные из этих игр незаметно разрушают психику, приводят к нервным заболеваниям и даже к бесноватости.

Мнимая (виртуальная) реальность

Чтение романов способствует самостоятельной игре воображения. Без этой пищи воображение истощается. Еще сильнее действует на воображение, особенно детское, слуховое восприятие. Кому незнакомо увлечение детей "страшными историями", которые они, трясясь от страха, готовы слушать без конца!

Вот старуха няня рассказывает такие истории мальчику, еще не умеющему читать (Илюше Обломову из знаменитого романа Гончарова).

Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. Заходила ли речь о мертвецах, поднимающихся в полночь из могил, или о жертвах, томящихся в неволе у чудовища, или о медведе с деревянной ногой... - волосы ребенка трещали на голове от ужаса; детское воображение то застывало, то кипело; он испытывал мучительный, сладко-болезненный процесс; нервы напрягались, как струны"... Результат увлечения страшными историями таков: "Населилось воображение мальчика страшными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду"...

Еще сильнее потрясает душу зрительное восприятие страшного (ТВ); следующий этап - участие в воображаемых событиях. Как это возможно? В мечте? Не только. В компьютерных играх? Да.

Представьте, что мечтателю дана возможность видеть и ощущать по-настоящему, всеми органами чувств, то, о чем он мечтает. Нужно только подключиться к определенным датчикам, соединиться с машиной и выбрать кнопку. Хочется испытать леденящий душу ужас, прятаться от чудовищ, оживших мертвецов и проч. - нажми кнопку "УЖАСЫ". Хочется "любить и быть любимым" - нажми "ЛЮБОВЬ" или "СЕКС". Хочется участвовать в исторических событиях? Каких? Пожалуйста - "Крестовые походы", "Варфоломеевская ночь", "Ватерлоо"?.. Хочется быть "богом"? - Нажми на кнопку и...

Именно к этому приведет новое компьютерное развлечение -"виртуальная реальность". С ее помощью мечтатель может испытать любые переживания, недоступные или запретные для него в реальной жизни. Зачем бороться со страстями, когда так легко и приятно им подчиниться? Зачем отказываться от наслаждения, доступного и " безопасного "?..

Скоро к "Виртуальной реальности" получат доступ и наши дети. Это страшная опасность для души.

В книге "Число зверя" иеромонах Анатолий (Берестов) приводит такие данные: "По оценке японских ученых, к 2000 году объем продажи новых технологий, связанных с миром мнимых реальностей, составит 10 триллионов йен, что вызовет настоящую революцию, подобную ядерной, космической, информационной, сексуальной". Можно предположить, что новое развлечение грозит духовной гибелью значительной части человечества.

Оно безраздельно погружает человека в мир наслаждений и страстей. Оно, кроме того, дает полную возможность составителям программ управлять психикой человека, программировать его поведение, образ жизни, мышления. Кто воспользуется этой возможностью?..

Демоны 

Конечно, прежде всего враг рода человеческого, диавол. Он использует в своих целях не только "виртуальную реальность", но и любые технические изобретения. Например, телевизор и компьютер, пробуждая в душе человека - взрослого или ребенка -дремлющие страсти, провоцируя его на грех мыслью, который ничем не лучше греха словом или делом. Однако не машины виноваты в наших мысленных грехопадениях. Ветхозаветный Каин совершил грех братоубийства, но прежде он согрешил помышлением - позавидовал праведному Авелю (Быт, 4, 5). Какой путь должна проделать мысль завистника, чтобы прийти к решению убить брата? И что предшествует зависти, которая уже есть грех? И можно ли остановить мысль, уже начавшую движение по гибельному пути: от случайного помышления о чем-либо до намерения согрешить делом?

На эти вопросы дают ответ уже древние святые отцы, подробно разработавшие учение о помыслах.

Работаем ли мы, идем ли по улице, сидим ли дома - если при этом ум наш пребывает в праздности, значит, он занят помыслами. Они засоряют сознание ненужными, пустыми, даже вредными, греховными представлениями, картинами, воспоминаниями. Они мешают правильному ходу мыслей, не дают спокойно рассуждать и молиться...

Если не держать ум, особенно такую его способность, как воображение, в узде, помыслы овладеют им совершенно, и человек перестанет замечать, чем занята его душа. Так живут очень многие. Между тем, по словам, например, преп. Исихия Иерусалимского," демоны обыкновенно через помыслы скрытно беседуют с душой и научают ее злу". А мы отдаемся во власть бесовской силы, засоряющей и оскверняющей наше сознание, наше сердце, чтобы совершенно завладеть нашей волей.

Как помысл захватывает душу 

Сначала в уме появляется прилог - какое-либо представление или мысль, пришедшие на ум независимо от воли человека. Мы можем не остановить на этой мысли внимания - она исчезнет и сменится другой. Если же мы позволяем уму остановиться на пришедшей мысли или представлении (святые отцы называют это "рассматривать помысл"). то происходит сочетание с помыслом.
Бывает, что, рассмотрев и определив помысл как греховный, человек отвергает 'его, употребив известное усилие воли. Но он может и сочувственно принять появившийся помысл - пойти на согласие с ним, что является уже явным мысленным грехом.

Мы согрешаем мыслию именно на этом этапе, когда еще можем отвергнуть помысл, однако принимаем его. Кто-то из святых отцов сказал: "Ты не можешь мешать полету птицы, но можешь помешать ей свить гнездо там или здесь"... Но, допустим, птица свила гнездо: человек выбрал грех. Что дальше?

После этого помысл овладевает нашим сердцем, как бы пленяет его - это и называют стадией пленения души. Бывает, что на этом этапе ум, увлекаемый лукавыми мыслями, как кораблик бурей и волнами, уже не может опомниться и прийти в себя.

Помысл, овладевший нашей душой, укоренившийся в ней и ставший как бы ее привычкой, называется страстью. Страсть подогревается все новыми помыслами, наносимыми врагом, и подпитывается нашей мечтательностью.

Такая жизнь по страстям ведет к погибели души. Избавиться от этого состояния можно только путем глубокого и искреннего покаяния...

Откуда берутся помыслы и как с ними бороться 

Святые отцы отвечают: помыслы приходят от беса, от естества и от мира.

Достоевский, великий психолог, часто изображал одержимых помыслами людей. Например, в романе "Подросток" есть любопытный эпизод. Один из героев, Версилов, наблюдает в себе внутреннее раздвоение. "Точно подле вас стоит ваш двойник, -рассказывает он близким. - Вы сами умны и разумны, а тот непременно хочет сделать подле вас какую-нибудь бессмыслицу <...> и вдруг вы замечаете, что вы сами хотите сделать это <...>как-то нехотя хотите". Далее он признается, что в данный момент к нему привязалась мысль о том, что если взять в руки древний родовой образ и "ударить его о печку, об этот самый угол", то он расколется на две части. Версилов продолжает свой монолог, сообщает о своем намерении отправиться странствовать - и вдруг-вскакивает, хватает икону и разбивает ее об угол печки! "Его бледное лицо все покраснело, почти побагровело, и каждая черточка в лице его задрожала и заходила"...

Ясно, что в данном случае помысл внушен бесом - настолько он дик, безобразен, ничем необъясним.

Древние подвижники, пустынники, смирившие свою плоть многолетними постами и лишенные сообщения с внешним миром, чаще всего противостояли именно бесовским помыслам.

Бывают помыслы и от падшего естества. Например, привыкший к плотоугодию часто побеждается помыслом пожелания вкусных яств и напитков.

Наконец, мирские люди чаще всего подвергаются нападению помыслов от окружающего мира.

В отличие от затворников, мы все время получаем впечатления извне: что-то видим, слышим, ощущаем... А для появления помысла надо очень немного; он приходит нежданно-негаданно, остается или уходит, сменяясь другим, и так без конца. Используя святоотеческое сравнение, можно представить это в виде следующей картины.

В открытые окна комнаты влетают и вылетают птицы, так что в воздухе слышен непрекращающийся гвалт и трепет крыльев. Многие из них остаются в комнате и вьют там гнезда, так что уже мало остается свободного места. В гнездах пищат птенцы, все загажено; темно, шумно и страшно...

Если комната - образ нашей души, то через какие же "окна" влетают в нее впечатления окружающего мира?

Святые отцы называют человеческие чувства: зрение, слух. обоняние, осязание, вкус - окнами души для сообщения ее с внешним миром. "Чрез них, - сказано в книге "Невидимая брань", -Душа исходит во вне, вкушает вещи, подлежащие испытанию каждого чувства, услаждается сама и из совокупности их составляет себе круг утех и наслаждений". Так, через "окна" чувств человеческую душу входит и неприличная картинка, и навязчивая песенка, и всякое греховное впечатление. Оно потому и называется в-печат-лением, что не проходит бесследно: все, что мы видим, слышим, чувствуем, оставляет в душе свой отпечаток. 

Такие отпечатки копятся в памяти, растлевают воображение, дают "пищу роковую" мечтательности, превращают человеческое сердце в скверный сосуд всяческой нечистоты.

Из-за того, что наши "окна души" доверчиво распахнуты перед окружающим миром, что мы не умеем воздерживаться от любопытства и не следим за собой, - ум наш почти всегда и занят помыслами.

Выше было сказано, что необходимо известное усилие воли, чтобы избавиться от помысла, пытающегося пленить нашу душу. Что это за усилие?

Как не думать, если думается? Не вспоминать и не мечтать, если вспоминается, воображается и мечтается? Можно ли запретить себе это? Изгнать мысль можно только заменив ее другой. Желательно, конечно, высокой и святой. Если имеется навык благочестивого размышления, то и воображение не помеха, а благо. Так, святителя Игнатия Брянчанинова вид обнаженного зимнего дерева "утешает надеждою обновления души"... Но есть и обычные мысли, которыми негрешно занять ум в свободное время. Так, святые отцы заповедали размышлять о конкретных вещах: о том, как построить дом, сложить печку, сшить одежду, приготовить пищу и т.д.

Испытанным способом борьбы с помыслами является их откровение - открытие этих тайных мыслей духовно опытному наставнику. Святые отцы много писали о пользе откровения помыслов, которые при этом теряют свою пагубную силу. В монастырях (например, в Оптиной пустыни) был принят обычай ежедневного откровения помыслов перед старцем.

Миряне, проходящие внимательную жизнь и наблюдающие за своим внутренним состоянием, открывают помыслы духовнику на исповеди. Считают, что все приходящие на ум помыслы исповедовать не нужно, да и невозможно (они тысячами налетают и улетают) - откровения требуют те из них, которые особенно назойливо преследуют нас, в особенности если мы принимаем их.

Как защитить ребенка?

В московском храме только что закончилась служба. Семилетний мальчик, прислуживающий в алтаре, стоит возле иконной лавки и серьезно, заинтересованно беседует со сверстником. О чем? Быть может, алтарник убеждает приятеля чаще приходить в церковь? Или объясняет устройство храма?.. Увы: он рассказывает о каком-то особенном биороботе, не то игрушке, не то герое мультфильма.

При этом в доме мальчика нет телевизора, его родители, верующие, церковные люди, никогда не купили бы ему и "страшную" игрушку. Откуда же его искушенность и влечение к тому, что всеми силами стараются исключить из его жизни? Значит, видел у одноклассников, в школе, во дворе, заинтересовался...

В современном мире трудно сохранить душу незагрязненной. Писатель В. Крупин пишет: "Идешь по улице, поднимаешь глаза: вся улица в рекламе разврата и наживы; включаешь телевизор - в нем бесы пропаганды насилия и поклонения золотому тельцу; открываешь газету - сплетни, пошлость, скандалы, постель... Куда деваться?.."

У святых отцов есть на это конкретный ответ. Трезвение и воздержание. Когда преп. Иоанна Колова спросили, как он отражает помыслы, он ответил: "Я подобен человеку, который сидит под высоким деревом и видит, что приближается к нему много зверей и змей; если он не может противостоять им, то влезает на дерево и спасается. Так и я, безмолвствуя в келье своей, вижу злые помыслы, восстающие на меня; когда не могу противостоять им, прибегаю к Богу молитвою - и спасаюсь".

Понимая, что "материал" для греховных помыслов поставляет нам прежде всего падший мир, святые подвижники умели и затворять окна души от случайных впечатлений. В Отечнике есть поучительный рассказ об одном пустыннике, вынужденном отправиться, по вызову епископа, в многолюдный город. По возвращении, на вопрос братии: "Как город?" - он ответил: "Кроме епископа, я не видел там ни одного человека", - и, заметив недоумение братии, пояснил: "Я понуждал себя не глядеть ни на кого".

Именно так, в святоотеческом духе, решает проблему защиты души и В. Крупин: "Куда деваться? Конечно, стараться не смотреть телевизор, не читать газет, воспринимать рекламу как цветное пятно на заборе или здании да молиться"...

Конечно, этот совет обращен прежде всего ко взрослым. А как же дети?

Можно ли сегодня изолировать чистое дитя от бесовщины, окружающей нас со всех сторон? Вряд ли. Даже забрав его из школы и обучая дома (что под силу далеко не всем), родители не уберегут его от множества вредных впечатлений.

Что же делать? Рассказать ребенку о действии помысла? О страстях? Призвать к подвигу трезвения? Приказать ходить по улице с опущенными по-монашески глазами?..

Противоядие 

Сейчас, слава Богу, есть литература по христианской педагогике, и родители могут ознакомиться с ее принципами. Остановимся только на одном вопросе, которому и посвящена наша книга: как помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в современном машинном мире? Как предотвратить действие отравляющих душу впечатлений, не делая при этом из ребенка старичка, не лишая его детских игр и других утешений? Как, наконец, вырастить его душевно здоровым, нравственным человеком, не превращая его жизнь в череду запретов?

Вещество, прекращающее действие яда или способствующее борьбе организма против яда при отравлении, называется противоядием. Вот было бы хорошо - ввести ребенку такое противоядие, помогающее ему отвергать все душевредное, и не бояться за него!..

Изгнать мысль можно, заменив ее другой. Если душа ребенка отравляется дурными впечатлениями - нельзя ли вытеснить или ослабить их добрыми? Такие добрые, душеполезные впечатления и могут оказаться тем душевным противоядием, которого ищут современные родители.

Специалисты по детской психологии давно заметили, что ребенок более эмоционален, чем логичен; он запоминает чувства, а не факты. И порой впечатление от того или иного события, часто незначительного, запоминается ему на всю жизнь. Многие давнишние происшествия мы только потому и помним, что они сопровождались сильным душевным движением: или мы были чем-то поражены, или глубоко обижены, или, наоборот, встретили понимание и любовь там, где не ожидали. А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с родителями, -наша великая драгоценность.

Итак, будем вытеснять душевредные впечатления - добрыми, душеполезными. Будем искать для наших детей хорошие противоядия.

"365 игр для всей семьи, которые помогут отвлечь вашего ребенка от телевизора и компьютерных игр"

Ваш ребенок не может и дня прожить без телевизора или компьютера? А вы беспокоитесь о его здоровье и думаете, что никакой пользы для его развития от такого времяпрепровождения нет?

Тогда эта книга для вас.

Ее авторы, Стив и Рут Беннетт, написали несколько книг о том, как родителям находить для детей такие интересные, веселые и полезные занятия, чтобы они сами забывали про компьютер и телевизор. В эти игры можно играть дома, на улице, в машине и общественном транспорте, в очереди в поликлинике или парикмахерской и даже во время путешествия. Все подручные материалы, которые вам понадобятся, просты и практически всегда находятся у вас под рукой. С этой книгой вы сможете уделить своему ребенку время даже тогда, когда его у вас действительно мало. Играйте вместе с пользой и удовольствием!