Имена легендарных мечей

Имена легендарных средневековых мечей известны всем из знакомых с детства эпосов: например, Дюрандаль рыцаря Роланда и Эскалибур короля Артура. В Европе многие рыцарские роды имели фамильные мечи, точнее, клинки – рукоять и ножны могли меняться, но собственное имя и легенды принадлежат, как правило, только клинку. В сознании средневекового человека существовало представление: чем больше легенд несет с собой клинок, чем он сказочнее, тем больше шансов на победу у его обладателя.

Древние мечи часто входили в состав государственных регалий – так, знаменитый «Щчербец» Болеслава Храброго находился среди важнейших инсигний польской короны; меч св. Бориса князь Андрей Боголюбский вывез из Киева в 1155 году вместе с иконой Владимирской Богоматери; меч князя Довмонта, которым его благословил на битву с Тевтонским орденом игумен Исидор в 1272 году, как святыня, хранился во Пскове. Меч - оружие военной знати - играл, кроме прочего, важную роль в ритуализированной жизни средневекового рыцарства. В Западной Европе еще со времен Каролингов мечи, в силу строго соблюдаемого постановления, участвовали в важнейших церемониях – посвящения, инвеституры, коронования. Меч олицетворял статус и был залогом чести своего владельца. Не случайно на родовых клинках приносили присягу и давали нерушимые клятвы. В продолжении месяцев мечи оставляли на алтарях, они участвовали в литургиях, их благословляли и освящали священники. Лучшие и самые знаменитые хранились в сокровищницах монастырей, под алтарями и на могилах своих бывших владельцев.

В мусульманских странах легендарный священный меч Зу-ль-Факар (или Зу-ль-Фикар), переданный самим Пророком знаменитому герою Али ибн Талибу, одному из «праведных халифов» VII в., ставшему популярным мифологическим персонажем, наделялся волшебными свойствами и почитался как святыня. Его имя вошло в традиционную исламскую символическую систему, оно постоянно повторяется в надписях на клинках («Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зу-ль-Факара») и стало популярным мужским именем. Кстати, слово «зульфакар» является вполне естественной частью современной жизни исламских государств, в частности, иранские и пакистанские военные очень любят называть операции своих войск именем своего священного меча.

Не удивительно, что подобным клинкам зачастую приписывали сверхъестественное происхождение и волшебные свойства. Хотя, пожалуй, слово «приписывали» может оказаться иногда не вполне уместным. Давайте задумаемся – так ли уж преувеличивают легенды свойства некоторых древних клинков? Вера средневекового человека в возможность любых сверхъестественных явлений плюс знание языка символов - есть тот код, при помощи которого реальная действительность преобразуется в мифологическую. Давно доказано, что древние эпосы несут в себе пласт исторических реалий, обросших за века легендами и сказками. Как известно, «не все бывает в жизни так, как в сказке, но в сказке так бывает все, как в жизни». Например, знаменитый уэлльский эпос о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и св. Граале давно служит предметом интереса профессиональных историков. Известно, что король Артур был реальным историческим лицом. В начале VI в. он возглавил сопротивление кельтов – бриттов завоеванию германцев – англосаксов. Возможно, он был одним из последних римлян на острове, и его подлинное имя – Амвросий Аврелиан. Память о его подвигах надолго сохранилась в легендах кельтских племен, но поздние сказители стали называть его Арториусом или Артуром. Средневековые писатели в разных странах Европы сочинили через пятьсот лет десятки романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.