Доблести гомеровской эпохи

В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы «развязало руки» аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский «басилей» - скорее военный предводитель, чем облечённый «священными» полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие «басилея». «В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т. е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо постоянным» (А. М. Хазанов). Проявления социальной неустойчивости - соревновательность, «агонистика».

Основная ценность - воинская доблесть («арете»), её достижение регламентируется «героическим кодексом», достижение славы. Плоды доблести - честь («тиме»), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» («айдос») - непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.