Исторические фрагменты становления социальной работы в армии в новой истории (середина XIX в. конец ХХ в.)

В.Е. Макаров, к.в.н., профессор, профессор кафедры «Социальных технологий» РГСУ

В первой половине XIX в. преобладающим видом обеспечения стали денежные пенсии от правительства95. В 1803 г. был принят первый устав о пенсиях, в 1827 г. – второй. При назначении пенсии учитывались как общая выслуга, так и особые положения: служба в военно-учебных заведениях; служба в отдаленных местностях империи; принадлежность к военно-медицинскому ведомству, военному духовенству; время, проведенное в плену.

В 1859 г. по инициативе военного министра генерал-адъютанта Н.О. Сухозанета была учреждена эмеритальная касса для выплаты пенсий выходившим в отставку чинам, независимо от пенсий, получаемых из государственной казны. Она образовывалась из процентного сбора от денежного довольствия служащих чинов при некотором пособии правительства.

В уставе о пенсиях 1912 г. было предусмотрено увеличение их размера; они в большей мере были поставлены в зависимость от денежного содержания, стажа военной службы, принадлежности к категории военных верхов или низов, а также от «беспорочности» службы и «благонадежности» и т. д. Впервые исчисление пенсий осуществлялось не только от окладов жалованья, но и от столовых и добавочных денег. Предусматривалось льготное исчисление выслуги лет с учетом службы в действующей армии, дисциплинарных частях, на должностях летчиков, командировок в районы, пораженные чумой, когда 1 месяц засчитывался за 12, и т. п.

Проявлялась забота и о членах семей военнослужащих. Бездетная вдова получала половину пенсии, причитавшейся мужу. Мать, имевшая трех детей и более, получала полную пенсию.

Таким образом, в царской России продолжительная военная служба стимулировалась, среди прочих мер, высокими размерами пенсий из различных источников. Пенсия становилась основной формой социального обеспечения. Кроме того, до 1917 г. в России существовала достаточно сложная и многообразная система поддержания социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий «служивому» человеку во время и после службы.

Основными направлениями деятельности в социальной работе в армии в тот период были: а) непосредственно социально-правовая защита, предусматривавшая формирование прав на защиту чести и достоинства; трудоустройство после увольнения; отдых; охрану здоровья; имущественные права; б) обеспечение достаточного уровня материального вознаграждения за ратный труд. Главной особенностью было стимулирование государством деятельности различного рода фондов, капиталов, касс, формировавшихся из общественных и частных средств; в) удовлетворение духовно-нравственных потребностей военнослужащих и членов их семей.

После падения монархии Временным правительством 5 мая 1917 г. было учреждено Министерство государственного призрения, одной из задач которого провозглашалось оказание помощи семьям убитых и искалеченных в продолжавшейся Первой мировой войне.

В результате ухудшения экономического положения России после Первой мировой войны и прихода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена и начала создаваться новая с учетом требований, предъявляемых к строительству Красной Армии.

Наиболее значимые мероприятия социальной работы осуществлялись в годы Гражданской войны, при подготовке и в ходе Великой Отечественной войны, а также в конце 40-x и в 60-x гг.

Военнослужащие Красной Армии состояли на полном государственном довольствии и ежемесячно получали небольшую сумму денег. С октября 1919 г. на некоторые должности командного состава стали распространяться красноармейские льготы. Условиями получения военнослужащим права на пенсию по инвалидности в этот период были: признание потери трудоспособности и отсутствие материальной обеспеченности военноувечных.

Советская власть допускала освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям на основании решения народного суда. Наиболее полно этот вопрос регламентировался Декретом СНК от 14 декабря 1920 г.

Красноармейцы и их семьи освобождались от уплаты налогов, кроме натурального, при отсутствии нетрудового дохода. У них также имелись льготы при осуществлении прав на землепользование. Нетрудоспособные члены семей красноармейцев обеспечивались всем необходимым по местным потребительским нормам. С лета 1918 г. предусматривалось обеспечение продовольственными пайками семей красноармейцев. Государство проявляло заботу о хозяйствах семей воинов. В июне 1919 г. были утверждены Правила выдачи ссуд семьям на поддержание хозяйств.

Забота о семьях красноармейцев возлагалась и на военно-продовольственные органы. С мая 1919 г. на Восточном и Южном фронтах создавался особый хлебный фонд в целях продажи из него хлеба красноармейцам для посылки семьям.

После окончания войны сложившиеся в стране условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить его размеры и установить новые виды. Так, с 1926 г. пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было возложено на военное ведомство. Оно состояло из следующих видов: пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; пенсии семьям в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца; пособие по безработице лицам, уволенным из армии без права на пенсию; единовременное пособие при рождении ребенка и др.

В 1937-1940 гг. было организовано обеспечение пенсиями и пособиями военнослужащих-инвалидов и семей воинов, погибших в ходе боевых действий. Поэтому с 1938 г. назначение пенсий военнослужащим и их семьям возлагалось на отделы по комначсоставу военных округов. С 1940 г. были значительно увеличены размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и членам семей, потерявшим кормильца.

Накануне Великой Отечественной войны вышло постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы и их семьям», регулирующее пенсионное обеспечение указанных лиц за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В начале войны Президиум Верховного Совета издал Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время», которым опять были повышены размеры пособий.

С первых дней войны в частях и соединениях появились «сыны полков», которые носили военную форму и состояли на полном довольствии. Ими становились дети, потерявшие родителей.

В ходе войны многие тысячи людей принимали участие в оказании помощи воинам, отправляя на фронт подарки (кисеты, портсигары), теплые вещи и др. В такой форме возродилась благотворительность. Был принят ряд решений, направленных на улучшение обеспечения военнослужащих и членов их семей: увеличивались размеры пенсий и пособий, устанавливались новые виды обеспечения, например, закрепление жилой площади, занимаемой по месту жительства, выплата пенсий детям до окончания ими образовательного учреждения. Расширялся круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение.

В 1943 г. были созданы Суворовские военные училища, а в 1943-1945 гг. – Нахимовские военно-морские училища96 – средние военно-учебные заведения для подготовки юношей к обучению в высших военных (военно-морских) училищах и к последующей службе на должностях офицерского состава в армии и на флоте. В них принимались годные по состоянию здоровья юноши, прежде всего сироты, дети погибших и искалеченных военнослужащих.

После Великой Отечественной войны Постановлением Совета Министров СССР 1954 г. офицерам, имевшим выслугу от 20 до 25 лет уволенным после 14 апреля 1953 г. из рядов армии и флота по возрасту, по болезни, по сокращению штатов и по ограниченному состоянию здоровья, была установлена пожизненная пенсия.

В 1960 г. в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил Совет Министров СССР принял специальное постановление, которым республиканские и местные органы власти обязывались трудоустраивать военнослужащих с учетом их специальности и опыта работы и обеспечивать жилой площадью в первую очередь. Этим военнослужащим предоставлялось преимущество при поступлении в школы типа ФЗУ и на курсы для обучения соответствующим профессиям. В период обучения им выплачивалась стипендия. Были установлены льготы для уволенных военнослужащих при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

Дополнительные льготы для Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, были установлены в 1967 г. В частности они получили персональные пенсии союзного значения, льготы на оплату жилья, налог со строений и земельной ренты, право на бесплатный проезд 1 раз в год различными видами транспорта и др.

Последовавший за этим двадцатилетний период в развитии системы обеспечения военнослужащих и членов их семей характеризуется появлением многочисленных нормативно-правовых актов, реагирующих на различные события в мире и стране. Эти акты вводили определенные льготы конкретным категориям пенсионеров (юбилейные даты Победы в Великой Отечественной войне, дополнительные льготы для участников афганских событий, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и т.д.).

Несмотря на то, что в советское время система социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих непрерывно менялась, что в СССР сформировалась патерналистская модель социальной работы с финансированием главным образом из госбюджета, тем не менее военнослужащим и военным пенсионерам обеспечивалось сносное существование вплоть до начала девяностых годов XX в.

В последние годы социальная работа в армии приобрела новое качество. Наряду с социальным обеспечением складывается система, включающая управленческую, содержательную сторону.

Формируется законодательная база. Принят пакет военных законов, издано несколько приказов министра обороны РФ. Принимаются меры по повышению качества социальной работы. Непосредственно в Вооруженных Силах РФ введена должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений (начиная с полкового звена).

В настоящее время четко определен круг людей, с которыми организуется и проводится социальная работа. Это офицеры и прапорщики (мичманы), солдаты и сержанты контрактной службы, солдаты и сержанты по призыву, семьи военнослужащих (жены, дети, родители военнослужащих), гражданский персонал, ветераны войн и Вооруженных Сил, льготные категории людей97.

Снижена продолжительность выслуги лет для получения пенсии и увеличено выходное пособие, произошло некоторое увеличение продолжительности отпусков, введены новые льготы для членов семей на проезд на транспорте при следовании в отпуск, производится выплата денег за санаторно-курортное лечение, пособий в качестве материальной помощи, различных надбавок к денежному довольствию (за работу с секретными документами, за интенсивность службы, пайковых денег и т.д.).

Вместе с тем, в социальной работе с военнослужащими в современных условиях имеется много проблем, в частности несвоевременная выплата социальных пособий, отсутствие жилья у десятков тысяч военнослужащих, трудности с трудоустройством членов семей и др. В их решении необходимо использовать имеющийся исторический опыт социальной работы в армии нашей страны.

Таким образом, история Российского государства позволяет сделать вывод, что во все времена оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас, членах семей военнослужащих. Развитие социальной работы с военнослужащими и их семьями неразрывно связано с развитием Вооруженных Сил, состоянием экономики страны, уровнем национального дохода и повышением материального благосостояния людей. Значительное влияние на развитие военно-социальной работы с военнослужащими оказывали боевые действия по защите Отечества.