Формирование оздоровительно-образовательного пространства – одно из научных направлений В. П. Казначеева

Захарова М.А.

В 1995 году преподаватели кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков, социологии медицины познакомили меня, как студентку III курса педиатрического факультета с научными трудами Академика РАМН Влаиля Петровича Казначеева.

Его работы привели меня в студенческое научное общество и захватили настолько, что даже после окончания обучения, будучи врачом – педиатром, курирующим детские дошкольные учреждения, находящиеся в ведомстве Вооруженных Сил РФ, я стремилась их реализовать.

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Влаиль Петрович Казначеев говорит о том, что огромный живой мир, в котором человеку посчастливилось родиться, имеет целостный характер, все, что происходит вокруг до, во время и после его рождения имеет смысл, влияет на его здоровье и развитие.

Давно и прочно утвердившаяся истина гласит: здоровье только на 20 процентов зависит от достижений медицины, а остальные 80 процентов – от воспитания, социальных условий и образа жизни.

Привычка здорового образа жизни – одна из фундаментальных, чем раньше человек ее приобретает, тем более успешными и легкими будут его свершения. Больной же человек становится более ограниченным, вынужден выбирать поле жизнедеятельности и стиль жизни, соответствующие своему недугу, своим возможностям.

Основы законов, по которым человек живет, закладываются исключительно в детском возрасте, как и те привычки, которые формируют стиль его жизнедеятельности.

Учитывая, что ухудшение здоровья подрастающего поколения связано не только с действием неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии страны, но и с реальным снижением приоритета профилактической деятельности, как в здравоохранении, так и в дошкольных учреждениях, школах, основная направленность оздоровительных мероприятий должна реализоваться через достижение взаимопонимания задействованных сторон.

В этой связи темой моего научного поиска явилась разработка и внедрение программ оздоровления в детские образовательные учреждения.

Принципом формирования исследовательских групп послужила задействованность образовательных учреждений, участвовавших в эксперименте, в трех программах ЗОТ (в каждой группе работали программы – подгруппы: «гигиенического контроля», «бережного отношения к здоровью», «оздоровления»).

Наиболее эффективной на момент завершения эксперимента по показателям физического развития и здоровья была признана программа «Оздоровление».

Проведенный анализ оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях показал, что профилактической, физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, оказывающей несомненное позитивное влияние на здоровье детей на сегодняшний день недостаточно, необходимо проводить специальные оздоровительные программы, разрабатывать методы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Организация предложенной в ходе исследования оздоравливающей среды в дошкольном образовательном учреждении включает комплексную оценку социальных и биологических факторов формирования организма и личности.

Поэтому реализация любой программы подобного профиля, должна строиться на трех основных направлениях:

  • медико-гигиенического: поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний;

  • социально-педагогического: социальная и биологическая адаптация детей, с учетом возрастных особенностей, профилактика и коррекция социального поведения;

  • психолого-валеологического: формирование здорового образа жизни, мотивации на потребность в здоровье как у детей, так у родителей и педагогов, выявление и устранение факторов риска, сохранение и увеличение резервов здоровья.

Другими словами, предлагаемые к внедрению методики должны создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни с раннего детства, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития детей, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста, а также проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия.

Система целостного оздоровительно-образовательного пространства должна основываться на следующих составляющих:

  • здоровьеформирующее сопровождение образовательного процесса;

  • оздоровительная работа в детских образовательных учреждениях, реализующаяся при определенных организационно-педагогических условиях;

  • формирование основ культуры здоровья;

  • синергизм усилий и профессиональной грамотности специалистов, участвующих в реализации программ;

  • этические основы регулирования процессов разработки, внедрения и функционирования программ.

Таким образом, здоровье (по В. П. Казначееву и результатам, полученным нами в ходе исследований) является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, института медицинского образования, а также социальную готовность населения быть здоровыми.