admin

Северные корни 

Ирина Киселева, "Санкт-Петербургские ведомости" N 150 стр. 1 от 10.08.2004.

9 августа в календаре значится как Международный день коренных народов мира. Петербург - город многонациональный, немало здесь и представителей коренных народов. И, наверное, больше всего их в Институте народов Севера (РГПУ имени Герцена). Вчера там побывали корреспонденты "Санкт-Петербургских ведомостей".

А мы и не слышали о таком празднике... Впрочем, у нас любое число можно считать днем коренных народов, - говорит ответственный секретарь приемной комиссии вуза Юлия Николаевна Сивакова. - Сейчас в институте как раз проходит зачисление в студенты ребят, приехавших из Якутии, Чукотки, Эвенкии, Ненецкого округа и других отдаленных мест, где проживают, как принято говорить, малые народы и народности нашей большой страны. Мы готовим учителей по трем специальностям: родной язык плюс русский, культурология плюс история, родной язык плюс иностранный (в том числе корейский, китайский) - разумеется, они также владеют русским языком. У нас только целевой прием - по направлениям местных администраций или органов образования. Есть и платное обучение. Сейчас переходим на заключение договоров с местными администрациями о подготовке для них специалистов. Уже двадцать регионов прислали к нам своих студентов.

Среди тех, кто пестует будущих учителей, - две сестры, уроженки Чукотки, Ирина Станиславовна Давыдова, художественный руководитель институтского фольклорного театра-студии "Северное сияние", и Елена Станиславовна Реснайс, старший преподаватель кафедры этнокультурологии.

С Еленой Станиславовной мы беседовали в кабинете декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов. Она показала нам собственные работы из кости. Тут часто встречается изображение ворона - основного персонажа чукотских мифов и сказок. "Главное, - говорит Реснайс, - не испортить форму, сохранить природный материал, его естество, суть". На той же витрине - мастерски вышитый пояс с использованием подшейного волоса оленя, очень сложное искусное произведение. Елена Станиславовна - народный мастер Чукотки, член Союза дизайнеров России.

Есть здесь и работы студентов: плетение и вышивка бисером и мулине, резьба по дереву, вещи из кожи, меха - все говорит о творческом усвоении художественных традиций разных народов Севера.

Уже с первого курса, - рассказывает хозяйка кабинета, - студенты изучают основы рисунка, композиции, цветоделения, художественного конструирования и, конечно, легенды, мифы, орнаменты своего народа (впрочем, и не только своего), учатся работать с разными материалами. А начинаем с малого - с розетки. Видите эти маленькие солнышки? У многих народов это обереги. Далее работа усложняется - кулоны, куклы, табакерки. А уже к пятому курсу дело доходит до дизайна одежды с применением национальных орнаментов.

Огромная карта, украшенная символическими изображениями животных, сделана в технике батика. На карте обозначены связи Института народов Севера с самыми разными краями и областями России. Это был своеобразный подарок к международной конференции "Реальность этноса", прошедшей несколько месяцев назад в нашем городе.

Работы Елены Реснайс неоднократно выставлялись в Петербурге, Москве, Латвии, Германии, Норвегии. В апреле нынешнего года ими восхищались итальянцы.

Выпускница оперно-режиссерского отделения Консерватории Ирина Давыдова руководит институтским театром-студией "Северное сияние" вот уже десять лет. Артисты театра - студенты и аспиранты института - участвовали в различных фестивалях, выступали в Италии, США, Норвегии, Финляндии, Венгрии...

Самое главное, пожалуй, в деятельности студии - работа по воссозданию утраченных элементов танцевально-пластических традиций народов Севера, приближение этих традиций к современности. Понятно, почему театр включен в структуру кафедры этнокультурологии. "Северное сияние" участвует в международных научных конференциях и семинарах, посвященных современным проблемам бытования национальных культур. Очень часто площадкой выступлений институтских артистов становится Этнографический музей, Музей Арктики и Антарктики.

Для автора этого репортажа знакомство с театром-студией и началось с конференции "Реальность этноса". До этого никогда в жизни не приходилось мне слышать такой удивительный "курлыкающий" звук, напоминающий голос журавля, какой я услышала в "Колыбельной". Это особая техника горлового пения. Приятно послушать, как сын Ирины Станиславовны Алексей, студент четвертого курса музыкального училища, исполняет мелодию на особом инструменте - хомусе, где резонатором является полость рта и горло. Это звучит по-настоящему профессионально. А какая пластика движений в фольклорном танце: участвует все тело, словно играет каждая жилка!

Наш коллектив исполняет фольклорные танцы многих народов Крайнего Севера, - говорит Ирина Станиславовна, - получается целая мозаика... Сценическое воплощение северного фольклора требует серьезных исследований. Наши артисты шьют и украшают концертно-театральные костюмы сами - они все умеют. Совместно с кафедрой этнокультурологии вот уже четвертый год мы проводим семинары "Театрально-зрелищные формы фольклора народов Крайнего Севера" - для работников культуры и образования Ханты-Мансийского, Чукотского и Ненецкого автономных округов. Это лекции, мастер-классы, сценический тренаж.

Институтские артисты выступали во многих зарубежных странах - в Италии, Франции, Испании, США, Финляндии, Норвегии, Венгрии, на Украине...

В Америке выступления "Северного сияния" собирали огромные залы. Американцы рукоплескали русским северянам стоя! - поддержал наш разговор завкафедрой этнокультурологии доктор философских наук Игорь Леонтьевич Набок. - А знаете, какой успех "Северное сияние" имело на нынешнем авангардном фестивале "СКИФ" в Петербурге! В такие минуты особенно веришь в то, что нам удается выполнять свою основную задачу - реализовать богатейший творческий потенциал, заложенный в студентах-северянах.