Крылатый змей
Крылатый, летучий змей. Мифологическое существо, представлявшееся в виде сочетания элементов разных животных. Обычно голова этого чудовища была оленья или верблюжья. Часто, в зависимости направления трактовки, которую он в себе несёт, дракон мог иметь несколько голов. Он является настолько универсальным символом, что его наделяют и туловищем пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльями птицы.
Иногда в состав такого комбинированного образа входили и части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.). По большей части дракон это рептилия, воплощающая первобытную мощь; создание настолько древнее, что человеческое воображение вынуждено возвращаться на 70 миллионов лет назад, в эпоху динозавров, чтобы понять, что он собой представляет. Хотя таким конкретным образом (пресмыкающимся) он представлялся именно последователям западной традиции. Остальные (индейские символисты и восточноазиатская традиция) предпочитает именно собирательный образ. Так как драконы в основном благоприятные символы на Дальнем Востоке и недоброжелательные на Христианско-исламском Западе, их символизм не такой прямой, каким мог бы быть. В мифах и легендах дракон и змея были часто синонимами, например в Китае, а также в Греции, где большие змеи назывались draconates, слово, видимо, означающее острое зрение (от dercomai, «острое восприятие»). Ассоциация дракона с бдительностью (персонификацией которой в искусстве он и является), нашла выражение во многих сказках, где дракон предстает как страж загробного мира и оракул. В греческом мифе дракон охранял золотые яблоки Гесперид и золотое руно. Фиванский герой Кадм мог достичь источника Ареса, бога войны, только убив сына Ареса — дракона.
Скандинавский герой Сигурд и англосаксонский Беовульф также сражались с драконом, охраняющим сокровища. Эти истории привели к предположениям о том, что в языческих легендах дракон — метафорическое изображение сильного правителя, который расширял свои владения с помощью меча. То, что Кадм посеял драконьи зубы раздора после своей победы, поддерживает эту теорию. Хотя оккультизм добавляет к этому символизм Закона и Порядка вообще. А вне религиозных кругов это и породило символику физической власти (изначально означающее именно Мудрого Правителя). Христианство оказало существенное влияние на превращение дракона в обобщающий символ дьявольского зла.
Змей Бытия, имеющий тогда ещё, ноги…был именно драконом. Откровение Иоанна Богослова (12:9) говорит о драконе: «Древний змий, называемый Диаволом», и связывает его с грехом богохульства. Драконы, которые были побеждены многими христианскими святыми (особенно известно предание о святом Михаиле), символизируют беспорядок и безверие, а также моральное зло и первобытную распущенность. Хотя по большей части в этой символике завуалировано присутствует
Идея возможности выбора Иного Пути (что считается в христиано-иудеийских и исламских кругах ересью). В средневековом представлении дракон — сочетание символов воздуха, огня, воды, земли — огнедышащее рогатое создание с крепкими орлиными когтями, крыльями летучей мыши, чешуйчатым телом и змеиным колючим хвостом (который иногда изображался завязанным узлом в знак поражения). Это сравнение в первую очередь перерождает символ Дракона даже в примитивных верованиях Европы в Образ-Отображение Вселенной (нашего Миропорядка) как таковой. С другой стороны, он встречается и в виде морского змея, как в некоторых изображениях святого Георгия, что исследователи традиционно соотносят с шумерско-семитскими изображениями богини хаоса Тиамат. Греческий герой Персей также сражался с водным монстром, стремясь спасти царевну Андромеду. Как воплощение страха дракон был популярной эмблемой воинов, изображаемой на парфянских и римских штандартах, его резные изображения помещали викинги на носах своих кораблей, у кельтов он встречается в качестве символа королевской власти, так же как и на знаменах англосаксов. В Уэльсе красный дракон до сих пор является национальной эмблемой.
В Азии, особенно в Китае, дракон до сих пор считается символом сверхъестественных сил, не ограниченных моральными принципами. Вышитый на одежде извивающийся дракон символически изображает созидательные ритмы природных элементов, особенно несущую дождь силу грозы (эмблемой которой часто является жемчужное зерно во рту или глотке дракона). Отсюда происходит и символизм вызывающих дождь бумажных драконов, которых, среди вспышек фейерверка, несут во время процессий на осеннем празднике на второй день второго месяца китайского календаря. Бирюзовый дракон с пятью когтями, Лунг, был эмблемой династии Хань, символизировал активный принцип «инь», Восток, восходящее солнце, плодородие, счастье и дар божественного знания и бессмертия. Дракон с тремя когтями — символ микадо в Японии и основной символ дождя, как и в других местах Юго-Восточной Азии, повелитель моря и рек, но также божественная крылатая змея, связанная с радугой. Царь-дракон — заметная фигура в японском фольклоре.
В тоже время Дракон может считаться дальнейшим развитием образа змея: основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали мифологического змея. Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал. Дракон считался также покровителем сокровищ, получить которые можно было, только убив его. Также как и змея, символизм дракона крепко накрепко связан с символикой Мудрости и Знания. Если Змея символизирует Знание…то Дракон – Мудрость, с которой оно постигается. И самое главное воплощение этого Знания в людской среде… Многогранность возможностей воплощения в материи божественных идей символизируется частой Многоголовостью.