admin

Дисней

ДИСНЕЙ (Disney) Уолт (05. 12. 1901 — 15. 12. 1966), американский режиссер, художник, продюсер. Настоящее имя — Уолтер Элайос.

С 1919 года рисует рекламные диапозитивы. Вместе с У. Айверксом выпускает серию рисованных фильмов-комиксов, пытается создать собственную фирму, но терпит неудачу. Переехав в Голливуд в 1923, выпускает серию «Алиса в стране мультипликации» вместе с братом Р. Диснеем и У. Айверксом. В 1927 начинает новую серию — «Освальд — счастливый кролик», а год спустя выпускает звуковой мультфильм «Пароходик Вилли», где впервые появляется Микки Маус. Продолжая серию лент о мышонке Микки, Дисней начинает работу над новым циклом «Забавные симфонии». Первая картина этой серии «Танец скелетов» пользуется огромной популярностью (решение подчинить движение ритму заранее записанной музыки оказалось на редкость удачным).

Один из персонажей следующих выпусков вспыльчивый крикун, насмешник и неудачник, утенок Дональд завоевывает еще большую любовь публики, чем Микки Маус. Будучи великолепным художником, Дисней сам находит темы и сюжеты, предлагает внешний облик персонажей, придумывает оригинальные и смешные трюки, вокруг которых и строится действие. Фактически Дисней использует принципы эксцентриады М. Сеннета, где основой успеха служат комедийные маски героев, визуально неповторимые гэги и стремительный ритм. В 1932 Дисней получает специальную премию «Оскар» за своего Микки Мауса (тогда же во впервые созданной отдельной категории анимационных картин был отмечен фильм «Цветы и деревья» — всего студия Диснея получила 12 «Оскаров» за короткометражки). А год спустя переходит к выпуску трехцветных фильмов, первым применив разработанную в США систему «Техниколор» и усовершенствовав технологию производства рисованной анимации.

Наиболее известной из «Наивных симфоний» становится лента «Три поросенка» (1933, премия «Оскар»), успех которой объясняется, помимо прочего, социологическим фактором — призывом к оптимизму в годы Великой депрессии. Раньше других осваивая звук и цвет, Дисней отвергает их натуралистическое использование: цветовая гамма и звуковое сопровождение меняются в соответствии с сюжетными поворотами и настроением героев.

Во второй половине 30-х годов Дисней, чья студия выросла в мощную фабрику по производству фильмов, реализует мечту о создании полнометражной мультипликации. В 1938 выходит «Белоснежка и семь гномов» (Snow White And The Seven Dwarfs, специальная премия «Оскар», Большой приз МКФ в Венеции). Найденный в «Наивных симфониях» принцип очеловечивания сказочных персонажей, трактованных в духе представлений среднего американца, доведен здесь до совершенства, а четкая драматургия, выразительная музыка и «игра» участников анимационного действа делают эту картину подлинным шедевром. Последующие работы Диснея такие как: «Пиноккио» (Pinocchio, 1939); «Фантазия» (Fantasia, 1940), специальный диплом «Оскар» за звук; «Дамбо» (Dumbo, 1941, приз на МКФ в Канне-47) пользовались меньшим успехом, хотя в «Фантазии» Дисней экспериментирует со звуком, цветом и изображением, пытаясь передать музыку в линии и цвете, подчиняя рисунок музыкальному контексту.

Среди фильмов, выпущенных Диснеем в дальнейшем, выделяется поэтичная экранизация книги Ф. Зальтена «Бэмби»( Bambi, 1942). Чаще всего его новые картины повторяют находки 30-х годов, и Дисней вполне закономерно в 40-е годы переходит к выпуску документальных лент из жизни природы (удостоены 10 «Оскаров»), пытается совместить игровой фильм и мультипликацию, открывает в 1955 детский увеселительный парк «Диснейленд» в Лос-Анджелесе, создает специальные программы для ТВ. Получил на оскаровской церемонии в 1942 премию имени продюсера Эрвинга Г. Талберга. В 1953 жюри МКФ в Канне создало Диснею особые почести за вклад в киноискусство. Традиции мастера анимации развиваются на его студии, которая продолжает выпуск полнометражных лент, имеющих большой успех во всем мире.

Владимир Утилов