Глина для производства колоколов

Долго искали глину для старинного способа формовки при производстве колоколов. Привозили гжельскую, из Армении. Но чувствовали - все не то. Тогда смекнул Николай Александрович: зачем же так далеко искать. Наверняка есть природное сырье неподалеку. Два века существовало на ярославской земле производство колоколов Оловянишниковых, в XVIII веке работала колокололитейная мастерская Мартыновых. Не может быть, чтобы мастера возили глину для производства колоколов за тридевять земель, где-то здесь она, рядом. И точно, нашли все же нужную глину в одном из карьеров Ярославской области, местонахождение которого Шуваловы держат в секрете.


Но и глина, и старинный способ формовки при производстве колоколов - это еще не все, что нужно для отливки своеобразного музыкального инструмента. Производство колоколовэто настоящее искусство. У церковного колокола очень сложная форма и она должна давать очень красивый, богатый звук, благовествующий. Чтобы добиться такого звучания необходима скрупулезная, кропотливая работа. Малейшее отклонение при формовке дает дефекты при звучании, диссонансы. Для того, чтобы сделать единственно-правильную форму, так называемый профиль колокола, Николай Шувалов обмерял старинные церковные колокола, сохранившиеся с тех далеких времен. Настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря отец Евстафий привез в Тутаев старинный надтреснутый церковный колокол. Обмеряли, и не только его, но и десятки других древних.


Когда произвели первый качественный колокол, радость была огромная у всех. Колокол отвезли в Покровский монастырь в Суздале. Одна из насельниц этого монастыря родная сестра братьев Шуваловых.
Теперь Шуваловские церковные колокола одни из лучших в России. Звонари говорят, что звук у них легкий, льющийся. Шуваловские колокола получили высокую оценку Игоря Васильевича Коновалова - художественного руководителя колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя. Игорь Васильевич очень хорошо знает историю колокололитейного производства, обладает абсолютным слухом, изучает традиции в оформлении церковных колоколов, поэтому советы его для мастерской Шуваловых просто бесценны. Игорь Коновалов называет эту мастерскую по производству колоколов местным чудом. Когда из ничего, из праха выросло такое уникальное производство колоколов.