Дракон - Хаос

Мифы о борьбе некоего героя или бога с драконом (змеем, великаном и т. д. ) существуют, видимо, у всех народов мира. Это космогонические мифы, повествующие о творении космоса из хаоса. Хаос — нерасчленённое, недифференцированное состояние — воплощается чудовищами, первозданными существами, в образах которых (в связи с отсутствием дифференциации), как правило, совмещены черты существ, относящихся к разным космическим зонам. Чаще всего это всё же нечто змее/драконоподобное, как, например, Тиамат в мифах Вавилона, библейский Левиафан, ацтекская Сипактли, египетский Апоп, греческие Тифон и Пифон. Другим символом хаоса, неразрывно связанным с первосуществом-драконом, являются воды. Космогонические мифы начинаются с описания первосостояния, отсутствия упорядоченности во вселенной. «Энума Элиш», табл. 1, стихи 1-5, гласит так:

Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что всё породила,
Воды свои воедино мешали. (1)

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою», — говорится в Книге Бытия, 1:2.

Согласно мексиканской Пополь-Вух, «Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование; были только лишь холодная вода, спокойное море, одинокое и тихое. Не существовало ничего. В темноте, в ночи, была только лишь неподвижность, только молчание. Одни лишь Создательница и Творец, Тепеу и Кукумац, Великая мать и Великий отец, находились в бесконечных водах». (2)

Бог-борец — представитель младшего поколения богов — обладает всеми признаками громовержца: он повелевает ветрами и бурями, мечет молнии, его оружие — молот (Тор), ваджра (Индра), лук и стрелы (Мардук, Айеке). Именно он проявляет агрессию по отношению к старшему божеству, тогда как то ведёт себя поначалу довольно пассивно. Так, когда Тиамат и Апсу зачинают богов и те начинают шуметь, тревожить Тиамат, «колебать её чрево», раздражённый Апсу предлагает уничтожить их, но Тиамат ярится и восклицает (Энума Элиш, табл. 1, ст. 45-46):

Как?! Порожденье своё уничтожим?!

Пусть дурны их пути — дружелюбно помедлим!

_________________________

* Хотя некоторые исследователи относят дракона к водным существам, а змея (змею) — к хтоническим, на мой взгляд, эти два образа скорее тождественны, что подтверждается их взаимозаменяемостью в мифах.

(1) Когда Ану сотворил небо. Литература древней Месопотамии. / Пер. с аккад. В. К. Афанасьевой и И. М. Дьяконова. М. , Алетейа, 2000.

(2) Священные письмена майя. / Пер. Р. В. Кинжалова и Ю. В. Кнорозова. СПб, Амфора, 2000.


Лишь позже, когда Апсу уже предательски убит, а Ану сотворил топи и четыре ветра, от которых «богам нет покоя» и которые трясут чрево Тиамат, она создаёт войско:


Матерь Хобур, что всё сотворяет,
Неотвратимое множит оружие, исполинских делает змеев!
Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью, их тела напитала,
В Ужас драконов свирепых одела,
Окружила нимбами, к богам приравняла.

(Энума Элиш, табл. 1, ст. 133-139)

Кроме драконов Тиамат создаёт и других чудовищ.

Бог Мардук вооружается луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им, вступает в сражение. Опутав Тиамат сетью, Мардук вгоняет в её разинутую пасть «Злой Вихрь», так что она не может закрыть рот, поражает её стрелой, а после победы над её войском принимается творить из тела Тиамат мир:


Булавой беспощадной рассёк ей череп.
Он разрезал ей вены, и поток её крови
Северный ветер погнал по местам потаённым…

(Энума Элиш, табл. 4, ст. 130-132)


Здесь надо сделать некоторое отступление и обратить внимание на следующий факт: мифологическая традиция настаивает на том, что змеев-драконов следует поражать именно в голову. Хотя в мифе о Тиамат Мардук рассекает её череп, когда она уже убита, можно предположить, что первоначально драконица погибала от удара его булавы в голову. Слишком многочисленны такого рода примеры. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт. 3:15). «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде. Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни». (Пс. 73, 13-14). Мирча Элиаде пишет: «В Индии перед началом строительства дома обращаются к астрологу, чтобы он указал, какой из камней фундамента нужно положить на голову поддерживающего Землю мифического змея во избежание землетрясения. Главный каменщик вонзает в указанное место кол, прочно «пригвождая к земле» голову змея». Это место — место, где находится голова змея, — является Центром мира. (3). В «Старшей Эдде» Тор во время рыбной ловли с великаном Хюмиром поймал Мирового Змея и, подтащив его к борту ладьи,

молотом бить
стал он по мерзкой
вершине волос
родича Волка. (4)

(«Песнь о Хюмире», ст. 27-30.
Пер. А. Корсуна. )

_________________________

(3) Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения: Пер с англ. М. , 1999. С. 347.

(4) Старшая Эдда. / Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Изд-во «Художественная литература». М. , 1975.


Правда, Мировой Змей ушёл на дно моря, где и лежит до сих пор. Беовульф тоже пытается поразить своего дракона в голову, но терпит неудачу: его меч ломается:
нацелил конунг
дракону в голову
удар сокрушительный.
Ярость умножила
силы мужа! —
но преломился
калёный Нэглинг,
меч Беовульфа,
старинное лезвие…
(«Беовульф», ст. 2677-2681, пер. В. Тихомирова. )

В средневековом «Житии Святого Марцелла» упомянутый святой покоряет змея-дракона, ударив его по голове своим посохом и проведя своей епитрахилью вокруг его темени. (5). И так далее.

Но вернёмся к мифу о Мардуке и Тиамат. Мардук затем
Рассёк ей тушу, хитроумное создал.
Разрубил пополам её, словно ракушку.
Взял половину — покрыл ею небо.
Сделал запоры, поставил стражей, —
Пусть следят, чтобы воды не просочились.
(Энума Элиш, табл. 4, ст. 136-140. )

Это похоже на то, что Господь говорит Иову из бури: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, Когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его. И утвердил ему Моё определение, и поставил запоры и ворота, И сказал: «доселе дойдёшь, и не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим»?» (Иов. 38, 8-11). Как уверяет Грейвс, именно Тиамат имели в виду иудейские пророки, говоря о море («Тиамат» значит «море»). Они «знали Тиамат как богиню Луны и моря Рахаб, но отвергали её как повелительницу всего плотского и разлагающегося, почему в аскетическом Откровении верующим обещано: «…и моря уже нет» (Отк. 21, 1). (6) «Автор Книги пророка Ионы использовал образ женщины-чудовища Тиамат, которая в вавилонском мифе проглатывает бога Солнца Мардука (позже заявившего, что убил её мечом), и представил её как мать блудниц, символ могущества нечестивого города, поглотившего, а затем извергнувшего евреев». (7).

Однако Хаос не уничтожен; ему только положен предел. Дракон Хаоса превращается в Пояс Мира, служащий миру опорой и мир поддерживающий. В качестве примера можно привести Мирового Змея Ёрмунганда скандинавских мифов. Хаос продолжает существовать за пределами устроенного космоса, и, следовательно, представляет собой постоянную угрозу. Он сам, его (как существа) порождения и его (как «места») обитатели всё время норовят восстать и уничтожить космос: это и Сатана с его воинством (низвергнутый в бездну и заключённый на тысячу лет — с тем, чтобы

_________________________

(5) Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. / Пер. с фр. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. Екатеринбург, 2000. С. 147.

(6) Грейвс Р. Белая Богиня: Избранные главы. / Пер. с англ. И. Егорова. СПб, Амфора, 2000. С. 358.

(7) Там же, с. 357.

затем быть освобождённым на малое время (Отк. 20, 3)), и Сет, и Ангро-Майнью с его дэвами, и проч. Дабы не допустить гибели мира, необходимо, с одной стороны, постоянно воссоздавать космос с помощью соответствующих ритуалов, в частности — жертвоприношения, повторяющего принесение в жертву существа-Хаоса, а с другой стороны, постоянно укреплять «запоры и ворота», держащие Хаос вне пределов космоса — также с помощью определённых ритуалов.

Источник - www.dragons-nest.ru/def/innelda.php