Многообразие каждого рода

Итак, нет сомнения в том, что первая глава книги Бытия говорит нам о том, как Бог на третий, пятый и шестой дни творения создал живые организмы во всем разнообразии их форм и видов. Для отличия библейского понятия вида от принятого в биологии профессор Фрэнк Марч использует здесь термин «барамин» (сотворенная группа; евр. «бара» – творить, «мин» – род). Мы хотим использовать этот термин для обозначения отдельной группы живых организмов. Эта группа включает все родственные разновидности, происходящие от созданного в дни творения одного представителя библейского вида. Напрашивается вопрос: насколько велика такая сотворенная группа? Насколько она соответствует биологическому виду? Или она ближе к роду или семейству? В любом случае бесспорно, что библейское понятие вида «барамин» почти всегда шире биологического. Нам известно о возникновении новых видов (отчасти благодаря влиянию человека), которые с течением времени перестали скрещиваться друг с другом, хотя и имели общих предков. Это означает не эволюцию, а просто вариации внутри одной сотворенной группы.

Пример: Бог сотворил различные виды млекопитающих, и мы можем представить себе, что Он сотворил, скажем, пару собакоподобных животных (может быть, даже в различных вариациях: похожих на лис, собак и гиен). Из этих животных вследствие скрещивания и различных условий среды обитания потом могло развиться все многообразие видов и форм сотворенной группы, например, полярные лисы, черно-бурые лисы, волки, гиены, шакалы и собаки (которых опять-таки существует множество пород – от сенбернара до карликового пинчера). Напрашивается предположение, что Бог изначально вложил в представителей каждой сотворенной группы определенную изменчивость, которая с течением времени привела к возникновению почти бесконечного разнообразия видов. Но так же очевидно, что различные сотворенные группы животных не могут скрещиваться между собой. Ведь просто нелогично полагать, что Бог сотворил все живые существа «по роду их» и в то же время допустил возможность смешения этих «родов», чтобы спустя короткое время все межродовые различия стерлись и животный мир образовал одно неделимое целое. Поэтому для «родов», которые не скрещиваются между собой, Библия вместо слова «мин» использует другие обозначение: «килаим» (Лев. 19,19; Втор. 22,9). В связи с этим интересны списки чистых и нечистых животных, которые мы встречаем в Лев. 11 и Втор. 14. В этих главах приводятся десятки видов животных, причем в большинстве случаев без выражения «по роду их». Но в некоторых случаях это добавление встречается – например, у коршуна, ворона, ястреба и различных видов саранчи. Напрашивается предположение, что здесь имеются в виду животные, относящиеся к различным группам творения, то есть к биологическим группам, включающим представителей различных сотворенных групп. В таком случае остальные животные, упомянутые без добавления «с породой его», составляют отдельную сотворенную группу.

При внимательном рассмотрении оказывается, что для позвоночных животных сотворенные группы обычно принадлежат к одному уровню классификации, например, для чистых и нечистых животных они примерно соответствуют биологическому понятию семейства (ср. олени и верблюды). Порой называемые группы меньше биологического семейства: например, перечисленные в Втор. 14 волы, овцы, козы и серны относятся к семейству полорогих. Есть, однако, ученые, склоняющиеся к тому, чтобы признать эти «подсемейства» самостоятельными семействами – что привело бы к соответствию биологической классификации с библейской.

Библейская сотворенная группа может быть и шире биологического семейства. Так, например, библейская группа «летучие мыши» (Лев. 11,18, отсутствует в русском переводе Библии), согласно мнению ученых, насчитывает порядка восьми семейств. Но в целом мы можем исходить из того, что библейская сотворенная группа, как правило, соответствует биологическому понятию семейства. Каждое семейство первоначально было сотворено Богом в виде одной или нескольких пар животных, представлявших различные вариации внутри сотворенной группы. Все многообразие видов внутри семейства может быть сведено к этим общим предкам, это видно из того, что и сегодня некоторые родственные виды могут скрещиваться между собой. Так, например, скрещиваются между собой львы и тигры, лошади, ослы и зебры, собаки, волки и шакалы, мыши и крысы, куры и индейки, лебеди и гуси, пшеница и рожь, редиска и капуста и т. д.