Анализ ситуации речевого общения

Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно.

По направленности устные выступления подразделяются на два вида:

агитационное
- пропагандистское

Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение. Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации.

В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.

1) Оратор эмоционально-воодушевленного типа. Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции. Особенности и наиболее характерные недостатки:
1. Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.
2. Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.
3. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке )
4. Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.


2) Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит). Особенности и рекомендации:
1. Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.
2. Избегать излишних ссылок и цитирования.
3. Не затрагивать тем «не по плечу».
4. Избегать фраз общего содержания.
5. Не впадать в многословие.
6. Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.


3) Оратор здравого смысла. Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.

4) Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип). Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против». Особенности и недостатки:
1. Оратор часто теряет мысль.
2. Самая «сильная» речь (адвокатская).