Риторический анализ

Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.

Этапы классического риторического канона:

1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).
2. Диспозиция – расположение изобретения.
3. Элокуция – словесное оформление мысли.
4. Меморио – запоминание.
5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели развития речи).


Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.


Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:

1) введение;
2) предложение;
3) повествование;
4) подтверждение;
5) опровержение;
6) заключение.

Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).

Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Инвенция

Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи.

По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре.

Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели  топы  «общие места»: род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение.
Совокупность «общих мест» - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею.

Диспозиция

Второй этап классического риторического канона – диспозиция. Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке.

Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы.

Рекомендации старых риторик:

По Ломоносову порядок расположения топов следующий:

1) описание неодушевленных предметов:
- дается определение предмета, используется смысловая модель Род-вид;
- смысловая модель целое-частное;
- внешние свойства (форма, материал);
- место, где встречается данный предмет;
- функции предмета;
- свидетельства (ссылка на цитаты, что говорят об этом предмете другие авторы);

2) схема описания одушевленных предметов (животных):
- определение, использование, топ, род, вид;
- свойства, внешний вид;
- действия, образ жизни;
- свойства внутренние: характер, нрав;
- польза;

3) требования при описании технического предмета (инструкция);
- описание должно быть понятным, полным, точным.

Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец.

Начало:

1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!)
2) сказать о времени дня или года
3) сказать о месте, где предмет находится или встречается.
(описание от общего к частному).


Середина:

1) если предмет бездействует (озеро, поляна), описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода)
2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть
3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность.
4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки:
а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания;
б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное); избегать повторов.

Конец:

1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;
2) выразить нравственную идею, моральную мысль.