Опытно-индуктивный метод и очищение человеческого разума у Френсиса Бэкона

Опытно-индуктивный метод - отыскание опытов с помощью индукции. Постепенное восхождение к научным понятиям через индукцию. 1. Индукция полным перечислением (самая простая). 2. Истинная индукция - эвристическая (но только когда вы не ищите отрицания; цель ученого в поиске отрицательного явления). Обнаружение случаев присутствия, отсутсвия или того и другого в той или иной степени. Классификация этих случаев, занесение их в таблицу. Итак, метод индукции в дополнение к опыту. Придал новую аксиологическую ценность науке - практическую ценность (прикладная наука). Фундамент науки: интересно познавать. Бэкон различает два вида опытов: светоносные (по отыскиванию истины, реальной структуры мира) и плодоносные. Индуктивно-эмпиpический метод. Hе задача, а как? Причины: главные - материальная, движущая; формальная - метафизическая причина. По мере развития науки метафизики как таковой становится все меньше. Первичная задача: найти исходные формы (их много, но конечно). Это можно сделать через анализ.

Пример: золото - совокупность понятий, которые надо определить однозначным образом - цвет, плотность, ковкость. Индукция есть способ естественного получения понятий, наблюдая и сравнивая различные объекты. Метод аналогии и исключения. 1. Присутствие некоего количества в объекте. 2. Отсутствие качества. 3. Степень присутствия этого свойства в объекте. Вводя основные понятия, закладываем фундамент. Эксперимент, наблюдаемый над природой - насилие над природой, насилие над объектом. Мы ставим объект в такие условия, чтобы он проявил себя. Полная индукция ничего не дает. Может быть индукция, основанная на том, что серия опытов pепpезантивна - отражает действительное положение вещей. Теория - индукция по степени вероятности данного обобщения. Бэкон относился к математике не очень хорошо, не видя всех ее возможностей.

Учение об идолах. Критика идолов человеческого разума. Цель Бэкона - очистить от идолов мир, чтобы потом его познавать. Истина - дочь не авторитета, а времени. Необходимо очистить человеческий разум, чтобы познать природу, чтобы властвовать над природой, но подчиняться ее законам. До Бэкона: схоластика и голые эмпирики. Эмпирика - муравьи, собирают что-то, но в рамках целого представить не могут. Настоящий ученый как пчела - берет, но не все, что попало, а потом делает мед (организован, есть иерархия, есть ценный продукт). Таким образом Бэкон ставит вопрос о структуре научных обществ. Бэкон - оптимист. Hадо начинать с сомнений, но после опираться на эксперимент - надо строить науку. Идол рода (племени) - заблуждение, связанное с самой биологической стуктурой человека. Человек воспринимает мир через свою систему координат. Филогенез. Человек - это существо мезокосмоса (космос средних размеров). Он видит смысл в определенных диапазонах. Идол пещеры (а ля Платон). Каждый человек в своей пещере.

Онтогенез. Уникальность каждого человеческого существа должна делать поправку на особенности восприятия и тому подобное. Идол рынка (площади). Расхождение научных представлений с обыденными. Есть опасность смешения научного языка и обыденного. В одни и те же слова может вкладываться различное содержание. Идол театра. Над учеными всегда довлеет некая метафизическая конструкция, некие основные понятия, понятия пpичино-следственных связей, времени, пространства. Только очистив сознание от этих идолов можно приступить к классификации наук. Бэкон: естественные выделки из человеческой души. В этом смысле повторяет Платона, который строил государство исходя из строения человеческой души. Душа: разумная часть (теоретические науки), память (историческая часть), эмоционально-волевая часть (практические науки). Только развивая все это совместно можно достичь развития науки.