Сенсуалистическая гносеология 17 - 18 столетий

Пьер Гассенди. Критика Декарта. 1. Он против введения понятий очевидных истин, то, что очевидно одному, не очевидно другому. 2. Декарт вначале постулирует существование Я, а потом это доказывает («я мыслю, следовательно я существую»). 3. Против континуализма. Сенсуализм - приоритет чувственного познания. Любая посылк - результат опыта и эксперимента. «Нет нисего в разуме, того чего не было бы в чувствах». Случайность - следствие неосведомленности. Нет врожденных идей ума, все получается от органов чувств. В то же время нет ничего в разуме, чего не было бы в органах чувств. Первичные и вторичные качества. Первичные: фигура тела, движение тела (движется или стоит), величина (большая или маленькая). Вторичные более субъективные: вкус, цвет и т. п. Сенсуалисты: если мышление существует (идеи, привносимые извне), то принцип Декарта «мыслю, следовательно существую» является проблематичным. Гносеологический статус: все предопределено, всему есть причина. Развивает этику Эпикура (этика здорового образа жизни). Критерий - удовольствие.

Томас Гоббс. Принцип номинализма - существование единичных конкретных вещей. Нет никакой субсьанции. Субстанция - совокупность идей предметов. Существуют только конкретеые вещи - «акцеденции». У тех же тел есть «акцеденции второго порядка» - свойства, с помощью которых предметы взаимодействуют с органами чувств. Главная проблема - познавательная, проблема человеческого языка. Считает язык системой с тремя функциями: аргументивная, коммуникативная, воспитательная и образовательная. Язык - система, где могут происходить искажения, где кто-то запутывается, а кто-то нет. Мышление - конвенция на основе языка. Конвенция - исскуственное создание на основе договоренности. Слова - набор звуков, знаков, могут по идее быть абсолютно произвольны. Человек может для обозначения встречающихся объектов использовать метки. Когда у разных людей метка обозначает один и тот же предиет, она становиться знаком. Знак - слово, с помощью которого обозначается объект и создается выссказывание. Язык. Проблемой для изучения становится проблема построения предложений. Познание начинается с дефиниции. И только потом можно двигаться обратно, чтобы получить представления о целом предмете. Механизм ассоциаций - механизм, с помощью которого человек получает представления, ощущения. Ассоциации по времени, по месту, по сходству, по контрасту и т. д. Ступени чувственного познания: 1. Ощущение (восприятие отдельного образа; зрительный, слуховой). 2. Восприятие (восприятие целостного образа). 3. Представление (представление, образ объекта в отсутствии него самого).

Джон Локк. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на котоой постепенно отражается информация от органов чувств. Hет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума. Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания (белое, а не черное). Интуицияя - сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания - умозрительные, от органов чувств (наиболее недостоверны). Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта - идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи (идеи друга, идеи человека) - комбинации простых идей. Человек начинает чувствовать в процессе сознания на этапе комбинации. Hет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Бог является и гарантией мира материей. Когда человек углубляется в философию, бог необходим. Опыт бывает: 1. Внешний (информация поступает от объектов вне нас). 2. Внутренний (получаем на основе обращения к самому себе). Метод интраспекции - обращение человека внутрь самого себя, размышления по пводу своего сознания. Сложные идеи могут получаться из простых методом инервации. Сложные идеи: 1. Идеи субстанции 2. Идея модуса - некое состояние тела в пространстве и во времени. 3. Идея отношений (например, родственные отношения - теща, сват, зять и т. д.)

Кондильяк в теории познания материального мира относится к сенсуалистам. Все наши познания абстракции исходят из наших ощущений. Противостоит Беркли. Человек - некая каменная статуя. Постепенно наделяется нашими чувствами. (Кpоме осязания.) Субъект существует, значит отождествляет себя, например, с запахом розы, если он ощущает ее аромат. Осязание принципиально отличает свое тело от другого. Протяженность. Нечто объективное. Субъект, противостоящий объекту.