Свадебные песни

Свадебный обряд - один из самых сложных. В центре свадебного обряда - невеста, поскольку сам брак воспринимается как ее переход из одной семьи в другую, к новым "отцу-матери".

Во время свадебного обрядового цикла поются собственно песни и причитания, которые как песни не воспринимаются. Причитания оплакивают судьбу девушки и при этом как бы поясняют ритуальные действия. Причитала сама невеста и ее подружки, которые практически не оставляли ее на протяжении недели до свадьбы.

Один из самых частых образов в ее плаче - белая лебедь, отставшая от своей стаи и прибившаяся к серым гусям, которые недоброжелательно принимают ее. В причитаниях слышится и страх перед новой жизнью, и тоска по родне и прежнему веселью. Это вовсе не значит, что любая невеста неохотно шла замуж или что причитали только те, кого отдали против воли. Просто причитания, по древней традиции, были обязательны для любой свадьбы, и заканчивались они к моменту отъезда в церковь на венчание. Невесты больше нет, есть молодая.

Наряду с причитаниями исполнялись просто песни. Песня легче, динамичнее, чем причитание, поется быстрее и веселее, в ней не подчеркивается тяжесть семейной жизни, напротив, бытовая сторона брака приукрашена, как, например, в колядках. Внешность жениха и невесты в песнях приближена к идеалу, образцу красоты - косы русые, лицо белое, брови соболиные. Жених и невеста нередко предстают в образе птиц, зверей, деревьев: невеста - лебедь, пава, яблоня, виноградная ягода; жених - сокол, коршун, соловей, дубок.

Во время свадебного пира поются особые величальные песни, адресованные разным участникам события: жениху, невесте, их родителям, свахе, гостям. Здесь, как и в календарных величаниях, дается идеализированное описание какого-либо лица.

В конце свадебного пира поются корильные песни. Это величания шуточные. В них те же лица осмеиваются, осуждаются. Корильные песни были адресованы не только гостям на свадебном пиру, но и потусторонним силам, которые должны обеспечить удачный переход невесты в новое состояние и счастливую жизнь в браке. Со временем первоначальная роль корильных песен забылась, и они стали восприниматься просто как шуточные.

Песни свадьбы на Руси

На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть богатойв два стола (и в доме невесты и в доме жениха), беднойв один стол (только в доме жениха), вдовьей, сиротской. Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба.

Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по од-ним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с роди-тельским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Свадебный обряд начинался со сватовства. Присланные от жениха сват или сватья иносказательными приговорами, а затем и прямо объявляли о цели своего прихода. Родители должны были обдумать пред-ложение, и если были согласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке рукобитьем, обсуждали день свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда.

На следующей, предсвадебной, неделе родители невесты готови-лись к свадьбе, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своей девической жизнью, с подружками. На девичнике подруги снимали с нее девичий головной убор (красоту, повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню, где невеста смывала свое девичество.

На следующее утро в дом невесты приезжал свадебный поезд с женихом. Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выво-дили невесту и торжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерью благословляли молодых, после чего свадебный поезд увозил их к венцу.

После венчания свадебный поезд увозил невесту в дом жениха, где происходил продолжительный пир. Через несколько дней молодые должны были посетить родственников.

На этом свадебный обряд завершался.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы пересказывались, комментировались, опевались в песнях, причитаниях, приговорах. Весь этот комплекс свадебной поэзии создавал особую поэтическую дей-ствительность, свой сценарий действа.

Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что со-вершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. Она трансформирует происходящие события; возникает фантастически-сказочный мир. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – слезами полита… Как в сказке все образы однозначны, да и сам обряд поэтически интерпрети-рованный, предстает своеобразной сказкой.

Из-за гор высоких, из-за лесу темного, из-за моря синего подни-малась туча грозная, гряновитая, с громами гремучими, с молниями па-лючими, с крупным частым дождичком, с бурею, с тяжкой метелицей. Из-под той то тучи грозной вылетало стадо серых гусей да серых утичек. Замешалась среди них лебедь белая. Стали они лебедь клевати, щипати, злато крылышко ломати. Закричала лебедь звонким голосом лебединым: Не щипите меня, гуси серые, не сама я к вам залетела, занесло меня по-годью, да великою невзгодью

Свадьба, являясь одним из самых значительных событий челове-ческой жизни, требовала празднично-торжественного обрамления. И ес-ли прочитать по порядку все причитания и песни, то, углубившись в фантастический свадебный мир, можно почувствовать щемящую красо-ту этого ритуала. Останутся за кадром красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд, многоголосый хор песельниц, зауныв-ные мелодии причитаний, звуки гармоней и балалаек – но поэтическое слово воскрешает боль и высокую радость того праздничного состояния души, которое уже ушло от нас.

Свадьбы и свадебные песни у малороссов и великороссов м.Дмитровки Александрийского у. (Херсонской губ.).

Автор: Сорокин Г.

ISBN 978-5-458-01983-5; 2011 г.

Книга на заказ, заказать можно в Озоне.

Книга представляет собой репринтное издание 1891 года.

Русские свадебные песни Сибири

Антология

Букинистическое издание, есть в озоне.

Издательство: Наука.

В книге публикуются лучшие русские обрядовые песни предвенечного периода, записанные в Сибири в течение полутора веков. Все тексты расположены по обрядам в той последовательности, в какой они звучали на русской сибирской свадьбе.

Обрядовые песни русской свадьбы Сибири

Антология

Букинистическое издание, также в озоне.

Издательство: Наука

1981 г.

В книге публикуются лучшие русские обрядовые песни предвенечного периода, записанные в Сибири в течение полутора веков. Все тексты расположены по обрядам в той последовательности, в какой они звучали на русской сибирской свадьбе.

Русские свадебные песни

Букинистическое издание, есть в озоне.

Автор: Ю. Г. Круглов

Языки: Русский

Издательство: Высшая школа

В книге анализируется жанровый состав русского свадебного фольклора, характеризуются величальные, корильные и лирические свадебные песни, которые рассматриваются с точки зрения их функциональной значимости в обряде, поэтического содержания и художественной формы. В пособие включены образцы текстов свадебных песен, относящихся к различным жанрам свадебного фольклора.