Необрядовые (бытовые) песни

Необрядовые (бытовые) песни свободно поются в любой подходящей обстановке. Они возникли позднее обрядовых, однако многие из них родились тогда, когда еще были сильны патриархальные порядки. Например, молодые еще не могли перечить родителям и вынуждены были покориться их воле.

В народных песнях нового времени влюбленные делают собственный выбор и если страдают, то уже по собственной вине.

В семейных песнях издавна рассказывалось о житье молодой женщины в чужом доме, об обидах. Так же, как и в свадебных песнях, исполняемых до венчания, здесь нет ни одной радостной нотки. И мужа счастливого в семейных песнях не встретишь. В одной жена ленивая, в другой злая, в третьей грызет молодца тоска по прежней любушке, на которой не разрешили ему жениться.

В солдатских песнях, которые пелись вдали от дома, идет речь о тяготах службы, о походах, о возможном ранении или гибели в бою. Сколько трагического смысла в солдатских песнях! Тут и морозы русские, и сапоги худые. А за этим вся жизнь человека, вся его заломанная судьба. Сколько может сказать одно "ох":

Через двадцать пять годочков,

Ох, ворочусь я соколочком.

Были особые песни у чумаков (извозчиков). Долгими часами, под палящим солнцем или на леденящем ветру, медленно двигались повозки или сани, и в такт с ними звучала песня. Известны и песни бурлаков, ямщиков. Некоторые из них впоследствии переработали профессиональные поэты. Например, в основе стихотворения И.З. Сурикова "Степь да степь кругом..." - старая ямщицкая песня.

Существует большая группа удалых, разбойничьих песен. Герои их наделены духовной и физической силой. Народ относился к ним сочувственно. В песне эти герои идеализированы, опоэтизированы.

В удалых песнях - два основных сюжета. В одних молодцы отправляются в путь, плывут на легких судах по Волге. В других песнях молодец в неволе, в ожидании казни. Например, такова известная песня "Не шуми, мати зеленая дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати...", - которую поет Пугачев в повести Пушкина "Капитанская дочка".

Как у наших у ворот...

Потешки, песенки, заклички, пестушки, приговоры, игры, загадки и скороговорки

Уникальное ярко иллюстрированное издание содержит в себе едва ли не все жанры, присущие русскому народному творчеству.

Пестушки и потешки помогут родителям пестовать ребенка, колыбельные уложат его спать, игры принесут в его жизнь здоровье и радость. Народная педагогика - а она лежит в основе фольклора - учитывает все особенности развития наших детей. Книга может сослужить добрую службу родителям, бабушкам и дедушкам. Она поможет воспитателям детских садов найти для детей интересное занятие, а учителя смогут научить детей ценить художественный образ - основу народной поэзии.

Составитель Н. Астахова.

Книга есть в лабиринте и . Качественная книга от Белого Города, рекомендуем!

В статье - страницы-иллюстрации из данной книги.

Песни-благопожелания

Люди не всегда были уверены в том, что за зимой обязательно наступит весна, а охота будет удачной без помощи потусторонних сил. Значит, для того, чтобы все это произошло, нужно попросить о помощи. Так возникает "обряд" - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир.

Этот иной мир в сознании далеких предков являлся такой же реальностью, как, например, соседний город, - при некоторых условиях в него можно было попасть. Чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, ее нужно высказать в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык - язык не только слов, но и ритуальных действий и предметов. Обрядовые песни - составная часть этого языка. Поэтому при их исполнении нельзя ничего путать или менять - произвольное изменение текста может повлиять на ожидаемый результат.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни. Эти песни ученые называют благопожеланиями, потому что в них главное - пожелание богатства и добра.

Примерно ту же роль играли и песни-величания, в которых воспевались достоинства хозяина дома и домочадцев, их богатство, красота, счастье. Имелись в виду не обязательно реальные черты, а то, что всем хотелось видеть.

Пожилым и молодым людям пели разные песни: если первым желали богатства, то вторым - красоты, скорейшего брака, рождения детей.

За исполнение любого обряда обязательно полагалась награда. Колядникам, как правило, выносили что-нибудь с праздничного стола. Песни содержат просьбу о награде.

В случае же когда хозяева скупились, в их адрес звучали песни-угрозы. Проклятия, как и благопожелания, воспринимались буквально, поэтому обидеть колядников боялись. Ведь ряженые изображали приход душ умерших предков, которых традиционно поминали на Святки.

Хороводные и игровые песни

Хороводные и игровые песни когда-то были обрядовыми.

В древности с помощью песни закреплялись знания и трудовые навыки, отсюда частое и подробное воссоздание крестьянских занятий.

Некоторые хороводные песни по содержанию повторяют любовные и семейные. Однако если те серьезные, то в этих много юмора, улыбки.

Хороводные, плясовые и шуточные, игровые песни дополняют, смягчают общую довольно мрачную картину старой крестьянской жизни, какой она представала в некоторых любовных и семейных песнях.

В плясовых песнях еще больше, чем в хороводных, юмора, озорства, более быстрый ритм. Их в народе называют "частыми" песнями.

В старину песня играла очень важную роль в жизни народа. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала. Песня радовала в добрый час и утешала в ненастье.