Системное оформление

В тех редакциях, которые используют компьютерную верстку, рано или поздно приходят к выводу: системное представление о газете и ее оформлении - не мода, а требование, как бы предъявляемое самой техникой. Оформительский стиль - это не только эстетическое понятие, но и конкретный компьютерный термин. Стиль разрабатывается для газеты в целом, для каждой полосы, тематической страницы или подборки в отдельности. Первый этап разработки модели - моделирование групп оформительских элементов; второй - систематизация и унификация оформления всех тематических объединений материалов; третий - комплексная разработка модели издания`. В диссертации рассматриваются опыты практического моделирования газет различного типа - от многотиражной вузовской до республиканской общественно-политической.

Природа газеты, изначально текстовая, со временем приобрела словесно-визуальный характер. И если признать визуальные формы передачи информации более ранними, чем письменные, то, окинув взором современную периодику, можно сделать вывод: "диалектическая спираль" развития СМИ завершает очередной виток, роль визуальной коммуникации сегодня необыкновенно велика, и ее значение, по прогнозам ученых, будет возрастать. Газеты сегодня уделяют особое внимание аппарату ориентирования читателя, процессам фотоиллюстрирования.

Фотоиллюстрации - один из существеннейших элементов графической модели газеты. Размещение снимков - также очень важный этап при создании типовых макетов, макетов-стандартов. Любая газетная полоса имеет идею, оформительскую в том числе, главный материал, являющийся одновременно и графической доминантой. Нередко в качестве такой доминанты выступает фотография (зрительно-смысловой центр).

Конечно, значение текста и снимка в периодическом издании (если оно не специализированное фотографическое) неравноценно, и все же журналистская фотография играет важнейшую роль при формировании внешнего облика газеты. Во-первых, фото может быть самостоятельно первоклассным пропагандистским материалом, даже иллюстрируя текст. Во-вторых, - наглядно иллюстрировать события текущей жизни, выделяя явления дня, запечатлевать "свое время, и не только в общих чертах, но и в мелочах, деталях"2. В-третьих, контрастируя с серым полем текста, снимок освежает графику и композицию газеты - тем самым привлекает внимание читателя ко всей полосе, текстовым сообщениям, расположенным вокруг и рядом с фотографией.

Переход газет на офсетную печать, увеличение их формата делает иллюстрации не только красивыми, но и, главное, - удобными для чтения.