Управление в журналистике

Главной проблемой управленцев в журналистике, на наш взгляд, является учет баланса интересов и объективных потребностей читательской аудитории. Если раньше люди, испытывая дефицит в обычной - житейской, легкой, развлекательной - информации, раскупали информационно-рекламные еженедельники с обязательными телеи радиопрограммами, то сегодня таких изданий явный переизбыток. Видимо, со временем читатели насытятся такой тематикой, как насытились западными боевиками, триллерами, и обратятся к более серьезным проблемам (деполитизация, деидеологизация не означают отсутствия политики, идеологии в СМИ). Но во-первых, журналистика сама должна осознать опасность десоциального крена; во-вторых, декларируя маркетинговый подход, она обязана учитывать весь комплекс человеческих мотивов и потребностей (от простейших до сложных, духовных), разнородность и в то же время высокий интеллектуальный потенциал российского читателя.

Типологический анализ в процессе позиционирования газеты является обязательным условием создания эффективной модели, а затем и выпуска информационного продукта. Исследователи типологии печати сходятся в одном: тип издания - это некий обобщенный образ ("отпечаток" - в переводе с греческого), повторяющийся в той или иной степени в группе реально существующих органов массовой информации; типология - это метод (а также результат) научного познания, научной ситема-тизации, классификации газет (журналов, телерадиопрограмм) на основе общих для них признаков и свойств. Выделялось различное количество факторов (признаков, оснований, критериев), позволяющих объединять издания в отдельные группы, создавать обобщенные модели ("образцы" - с французского). Кто-то описывал издания, предлагая классификацию по одному основанию, кто-то настаивал на применении матричного принципа. Думается, прав ростовский ученый А. И. Акопов, предложивший десять оснований при определении типа специального журнала. Он пишет: "...не являясь исчерпывающим, перечень из десяти представленных типологических признаков является достаточным. Ни один из перечисленных признаков, взятый изолированно от других, не может претендовать на роль "достаточного" признака, т.е. полностью описывающего тип периодического издания. Но совокупность десяти признаков дает полное представление о типе журнала, структуре этого типа, всех компонентах, характеризующих тип издания".


Понятия "типология" и "классификация" могут использоваться в качестве синонимов, хотя профессор Е. П. Прохоров настаивает на их различении: "Типология исходит из того, что объектом анализа является система (тогда как классификации подвергаются либо квазисистемы, либо незавершенные системы, либо вовсе комплексы объектов со слабо или совсем не прослеживаемыми системными связями). Типологический подход либо предполагает уже сложившуюся систему, либо (чаще) ищет пути к формированию и развитию системы СМИ в подлинном смысле понятия "система СМИ"

1. Российская пресса, несмотря на ее постоянное обновление, все же характеризуется системным признаком - целостностью: "отсюда взимозависи-мость элементов системы, постоянный "обмен деятельностью" между ними в ходе выполнения функций системы; при этом очевидна явная обусловленность функционирования системы как целого действием всех входящих в нее элементов"

2. Мы одновременно классифицируем периодические издания, телеи радиопрограммы и в процессе позиционирования выдаем рекомендации по оптимальному функционированию конкретного элемента конкретной системы, соотнося и приближая его образ к идеальному типу. "При этом вряд ли следует в типологическом анализе СМИ применять концепцию "архетипа" как некоего вечного идеального образца. Типологический анализ, с одной стороны, предполагает анализ каждого издания и программы на фоне уже существующих, что требует рассмотрения изучаемого СМИ с точки зрения того, имеет ли оно свою информационную нишу и насколько точно в нее вписывается именно сейчас, в данной массово-информационной ситуации, а это, во-вторых, значит, что типы изданий и программ весьма чувствительны к диалектике жизни СМИ и в связи с изменениями в составе и характере совокупной аудитории, и в зависимости от сложившейся структуры изданий и программ"

3. Изменилась социально-экономическая ситуация - меняется и значение типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают лидирующее положение. Скажем, разделение газет по административно-территориальному признаку сохраняется, но оно уже не имеет вседовлеющего характера: в киосках "Роспечати" г. Воронежа можно приобрести газеты Поволжья, Сибири; все больше становится изданий региональных, всероссийских и даже международных, выходящих в краевых, областных центрах. Расширение сферы распространения, сферы влияния, естественно, отражается на внутренней структуре газет и журналов - еще одном типлогическом признаке. Возрастает роль национально-языковых особенностей-появляется все больше изданий, учитывающих многоязычие тех или иных регионов (самостоятельные издания на языке коренной национальности, "газеты-дубли", "журналы-дубли", издания, публикующие одновременно материалы на двух-трех языках).

По понятным причинам существовавшие классификации периодики не отражали таких объективных и объективно-субъективных факторов, как конъюнктура информационного рынка, издатель и учредитель, владелец. А учет информационной структуры, взаимоотношений редакционного коллектива и владельца, издателя становится одним из самых важных моментов при определении типовой модификации издания.