Типология печати

Чтобы решить вопросы эффективности, действенности и популярности издания, важно "угадать" его тип. Это тем более важно, что сегодня конкурентоспособность газеты или журнала, кроме чисто творческих, профессиональных факторов, включает в себя и такие: решены ли вопросы, связанные с типографской базой, доставкой бумаги, экспедированием, рекламой; достаточно ли высока (низка) цена за номер; налажен ли выпуск дополнительной полиграфической продукции; осуществляет ли издание дополнительные информационные услуги... Особенно нелегко новой прессе, не имеющей развитой, динамичной редакционной инфраструктуры.

Характер информации и ее интерпретация

Информация может быть безоценочной и комментированной, подана оперативно или через некоторое время, необходимое для сбора дополнительной информации. Конечно, от того, изменится ли наше отношение к оперативности, зависит характер российской прессы в целом, но не менее важен другой момент. Какую цель лреследут журналист, прибегая к тому или иному жанру: только сообщить о факте или непременно дать ему свою оценку. Оба подхода правомерны, но от того, какому из них отдает предпочтение издание, зависит и его тип.

В последнее время среди практиков нередки споры относительно характера нашей журналистики в целом. Одни настаивают на "западной модели", считая, что следует так же, как и зарубежные журналисты, ограничиваться лишь информированием (что вообще-то сомнительно), избегать оценок - мол, мнение отдельною журналиста никого не интересует... Другие настаивают на "российской специфике".

Действительно, на какую журналистику делать ставку? На журналистику проверенных фактов, стремящуюся удовлетворить прежде всего "высокие" потребности читателей, на журналистику современных словесных (литературных) и визуальных форм, на журналистику аналитическую, образную, а не только "фактологическую"?.. Каждый редактор (коллектив) сам выбирает свой путь. Следует только помнить, что искренность, трепетное отношение к слову - с этого начиналась история русской газеты. Показательны высказывания В. Третьякова, главного редактора ежедневной "Независимой газеты", пережившей нелегкие времена (особенно тяжелым для "НГ" был 1995 год), но устоявшей, а сегодня издающей еще и 14 постоянных приложений: "Наша газета вышла из советской журналистики, более беллетризированной, чем любая западная. Это понятно. Русский журналист не может просто описать факт, ему нужно еще обязательно от себя что-то добавить, всем рассказать, как он к этому относится. В принципе я с этим как главный редактор борюсь. Но понимаю: выжать это нельзя, такова традиция русской журналистики, которая очень тесно переплетается с литературой. Ведь практически все большие русские, а потом и советские писатели работали в журналистике". И далее: "Что же касается западной журналистики... Она, конечно, в плане правил игры многому может нас поучить, но русская журналистика, включая советскую, развивавшуюся в специфических условиях тоталитаризма, - это блестящая журналистика"1. Можно лишь добавить: не только российские журналисты, но, что особенно важно, и российские читатели настроены на такую журналистику, где важен не столько "голый факт" (хотя для этого существуют свои жанры, разделы), сколько его оценка. Наш читатель ждет оригинального комментария, каких-то "рецептов", он пока еще чуток к слову, он и газеты запоминает по именам наиболее одаренных журналистов - персонификация информации, вообще, одна из интересных тенденции перестроечных и постперестроечных российских СМИ.

Учет менталитета аудитории важен и при выборе моделей управления. Что предпочесть •индивидуализм или коллективизм? В первом случае поощряется инициативность и риск; продвижение по служебной лестнице зависит от умения уже в молодые годы проявить свои истинные возможности. Считается, что вторая модель больше соответствует российскому менталитету, поскольку учитывает прежде всего опыт и заслуги перед фирмой, ориентирована на коллективные решения. Конфликты в редакциях, приводящие к разрывам не только профессиональных, но и человеческих отношений, возникают как на политической почве, так и на почве совершенно различного отношения к делу, к самому себе как к личности, к поощрениям морального и материального характера. Владельцы, учредители, издатели СМИ нередко лишь декларируют западный - "американский" - подход к делу, требуя от подчиненных самоотверженной и качественной, приближающейся к мировым стандартам работы. Сами же нередко остаются в рамках прошлого - "распределительного" - сознания. Возможно, не следует отказываться от таких положительных приобретений, как принятие управленческих решений на основе единогласия коллектива; ориентация управления на группу; оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату; личное неформальное отношение к подчиненным; долгосрочная занятость... Но в какой степени все это будет сочетаться с индивидуальным характером принятия решений, ориентацией управления на отдельную личность, оценкой управления по индивидуальному результату, формальными отношениями с подчиненными, наймом на работу на короткий период?..


Владелец, издатель, учредитель. Сегодня среди собственников, учредителей зарегистрированных газет числятся не только государственные предприятия, общественные организации, редакции, издательства, но и различные ассоциации, совместные предприятия, акционерные общества, религиозные организации, частные лица. Все чаще встречаются случаи, когда владелец, учредитель вступают в конфликт с редакционным коллективом. "Кто платит - тот заказывает музыку". Все, казалось бы, верно, но ведь и учредитель может представлять слои общества, отличающиеся разномыслием. Вот что говорит по этому поводу президент Союза австрийских журналистов Пауль Ивон: "Конечно, у нас существует свобода печати, свобода слова. Существуют законы, которые это гарантируют, и правовые организации, которые стоят на страже этих законов. Однако существует экономическая несвобода. Ты волен писать все, что вздумаешь, а владелец издания имеет право уволить тебя или вообще закрыть "лавочку", если она проповедует чуждые ему взгляды или просто не приносит прибыли"1.


В 1998 году газета "Рекламный мир" в нескольких номерах представила уникальный обзор современных российских "медиа-империй" - Владимира Потанина, Бориса Березовского, Владимира Гусинского, Владислава Старкова, Владимира Яковлева.

Конъюнктура информационного рынка - еще один признак, тесно связанный с другим - читательским спросом. Действительно, чрезвычайно важно определить, какую информационную нишу предполагает собой заполнить то или иное издание. Редакции проводят анализ информационного рынка, анализ общественного мнения с целью поиска своей аудитории, выдел яют читательское "ядро" и, учитывая динамику массового сознания, борются за "качество читательской аудитории".

Состав аудитории неоднороден, а нам крайне важно выяснить, какая она. Сменилась шкала ценностей, изменились и мотивы обращения к СМИ. Ученые отмечают, что нынешние читатели, слушатели, зрители в большей части ориентируются только на те каналы СМИ, которые в полной мере могли бы удовлетворить ее информационные потребности и интересы. Например, это проявляется в том, что местные газеты берут на себя функции центральных изданий, печатая те же дайджесты международных и общенациональных новостей. Неразумно удовлетворять интересы лишь части аудитории, даже если это "активные" читатели, или только сиюминутные информационные потребности населения. Ведь основная задача СМИ - формирование массового сознания, его обогащение с ориентацией на общечеловеческие ценности (следует разделять "потребности" и "потребу").

Газета "Известия" в конце 1999 - начале 2000 гг. решила скорректировать типологическую модель, проведя социологические исследования реальной и потенциальной аудиторий. Маркетинговая стратегия, избранная редакцией, предполагает разделение всех российских читателей газет на 6 категорий - от олигархов до обывателей, живущих лишь на пенсии и государственные пособия. "Известия" решили ориентироваться на первые три "слоя" - на деловую, активную, социально адаптированную публику, с заработной платой выше среднего показателя по стране. В качестве конкурентов рассматриваются газеты "Сегодня", "Новые Известия", "Независимая газета", "Ведомости", "Коммерсанть", В тематической модели особое внимание уделено политике, экономике, бизнесу, финансам, спорту. Принята достаточно высокая цена отдельного номера, ликвидированы почти все льготные подписки. Региональные вкладыши ориентированы на новостной характер публикаций, заверстанных по жесткой модели. Принято правило: один товар (газета) - одно качество, независимо от места изготовления и территории распространения.

Считается уникальным явлением в мировой прессе успешное существование в России одновременно трех национальных еженедельников - "Аргументов и фактов", "Комсомольской правды", "Труда-7" (если же учесть и региональные выпуски "Московского комсомольца", то речь следует вести уже о четырех популярных еженедельных газетах). Интересно и то, что перечисленные выше издания отличаются моделями построения бизнеса.