admin

Китеж-град

(с) текст Дмитрий Соколов

Китеж град – миф или реальность?

Справка: «Озеро Светлояр фигурирует в сводке «Примечательные природные ландшафты СССР и их охрана». Оно включено в группу «Озера, имеющие большое эстетическое значение (озерно-ландшафтные заказники)». Расположено оно как говорит справочник, близ с. Владимирское Воскресенского района, в бассейне реки Люнды, притока Ветлуги. Приблизительная площадь озера 12 гектаров, длина – 210 м, ширина – 175м. С ним связана легенда о граде Китеже, чудесным образом растворившемся в воздухе во время Батыева нашествия».

Легенда кружит над озером


Туман рассеялся, и над озером неземным светом засияли Купола Китежа. Небесный град праведников явился во всем своем великолепии. Главные врата града раскрылись, и из них показался лучезарный старец. Он приглашал войти в чудо-град и остаться в нем на всегда. Так описывала свое свидание с Китежом паломница, трижды на коленях проползшая вокруг озера Светлояр. В награду за ее духовный подвиг небесный град предстал перед ней, а жители Китежа пригласили старушку к себе. Но она, испугавшись, отказалась войти в обитель праведников.

Так звучит рассказ одной из паломниц посетившей чудо град, что в 130 километрах от Нижнего Новгорода, рядом с селом Владимирское. Что же такого в этом загадочном озере, что к нему спешат со всей России паломники, толпой едут иностранные туристы, а местные жители в праздник Владимирской Богородицы 6 июля, со свечами устраивают крестный ход вокруг озера. В этом году количество народа было так велико, что вереница огней опутала все озеро, их блики скользили по воде, а люди все шли и шли…


Тайна покоится в веках


Летом 2003 года. Съемочная группа киностудии «Грань» под руководством Евгения Трошина, Дмитрия Соколова и Юрия Суворова решила разобраться, в удивительных легендах витающих вокруг озера. Насколько слова паломников будто бы видевших удивительный град, правда, а насколько вымысел?

Материал для съемок подбирался долго и тщательно, необходимо было собрать все существующие легенды. Расспросить очевидцев, бывавших на озере, изучить материалы книг и статей уже написанных об удивительном месте и его тайнах. Легенд и историй собралось огромное множество. Были люди, которые утверждали: если трижды обойти озеро или проползти вокруг него на коленях, исполняется любое желание. А особо верующие даже видели сам город или слышали со дна озера удивительный звон колоколов. Единственное в чем мнения людей расходились, это в оценке природы явления, одни считали Китеж град, языческой святыней, другие православной, а третьи вообще побывали на озере и не отметили никаких чудес, кроме прекрасной природы и удивительно чистого воздуха.

В печатных изданиях легенда о Китеже была представлена гораздо шире. Самым древним и наиболее уважаемым преданием, оказался «Китежский летописец». Легенда, рассказанная в этой летописи, считается официальной.

Шел XIII век прошлого тысячелетия. Орды татар, опустошали русскую землю, дошла очередь и до Нижегородских земель, которыми в то время правил Владимиро-Суздальский князь Юрий Всеволодович. Именно ему летописец приписывает основание в 1164 году Малого Китежа, ныне именуемого Городец на Волге и Большого Китежа на берегу озера Светлояр в Заволжье. Особый упор делается на то, что город построили всего за три года с 1165 по 1168 и сразу каменным, что для лесной Руси тех лет было немыслимым подвигом. Но не просто город возводили древние строители. Как повествует легенда, в этом городе не было ни ремесленников, ни торговцев, ни знати, он предназначался для жизни праведных людей, мудрецов, и духовных учителей Руси. В нем хранились святыни русской земли, древние книги и сокровенные знания.

Татары наступали, а князь, не желая повиноваться иноземным захватчикам, дал бой около Малого Китежа на Волге и проиграл. После поражения в битве, чудом, спасся лишь князь, и его ближайшие дружинники. Не желая, сдаваться, они тайными лесными тропами пробрались в Большой Китеж на Светлояре. Там по официальной, версии в 1239 году князь был убит татарами, пустившимися в погоню.

Но иначе считает Китежский летописец: Когда татары подошли к Граду Китежу, князь поднялся в город и тот под колокольный звон растворился в воздухе. Но и тут версии тоже две, по второй град опустился на дно озера, где находится и по сей день.

Однако эта версия не единична, существует другая, сказочная легенда о происхождении удивительного града: Китеж – это и не город вовсе, а удивительная, сокровенная страна, сказочное три десятое государство, место обитания древних богов, хранителей матушки Руси. Как говорит эта легенда, в Китеже было место хранения древних книг и реликвий, диковинных растений, всего того, что накопила славянская Русь от начала времен. По этой легенде, первое упоминание о Китеже содержится в предании о боге Велесе. За время борьбы с темными силами у него ожесточилось душа, и он собрался отправиться в небесную Сваргу, дабы очистить себя от гнева и скорби. Небесная Сварга – обитель богов, которые охраняли Русь. В этой обители бьет родник с живой и мертвой водой. Там находится Ирийский сад с диковинными животными и растениями. Чтобы попасть в Сваргу, нужно подняться по Ра-реке, а затем спуститься по речке Смородинке, легендарной реке русских сказок. Ра-рекой в древности называли Волгу. А Сварга согласно легенде и есть Китеж град – город богов.

Последняя, третья легенда, гласит, что в дремучих лесах Заволжья жил народ, который молился могучей богине – богатырке деве-Турке. Однажды этот народ прогневил свою богиню, и ее огромный конь ударил о землю копытом. В этом месте забил родник, а позднее образовалось озеро Светлояр.


Ученые едут на Светлояр

Светлояр всегда интересовал людей. Но не только верующих и этнографов. Озеро притягивало к себе ученых: гидрологов, химиков, исследователей фауны России. Исследователей, Светлояр, в первую очередь, притягивал своим удивительным строением. Озеро - правильной круглой формы, чуть сплюснутое по краям. При съемке с вертолета оно похоже на круг проведенный циркулем.

Первыми учеными, проявившими интересен к озеру и его глубинам с научной точки зрения, были студенты Казанского университета. В конце XIX века молодые люди отправились на озеро изучать его природу. Палатки им пришлось ставить, протискиваясь среди многочисленных паломников, стекавшихся к озеру со всей России. К сожалению, их отчеты не сохранились до наших дней. Но они положили начало многочисленным экспедиционным исследованиям озера. Позже, на протяжении конца XIX и всего XX века, Светлояр исследовали самые различные группы ученых. Выдержки из их отчетов не раз публиковались в прессе: «Озеро имеет определенно карстовое происхождение»,считает В.В. Докучаев. Его исследования Светлояра относятся к 1882 году. Свои выводы ученый сделал на основе высоких южных и западных берегов озера. Его удивительной глубины - 29,2 метра. При своих небольших размерах оно имеет правильную круглую форму. Его версию опровергает геолог Г.И. Блом, он считает Светлояр озером ледникового происхождения и являющимся остатком древнего русла реки Люнды. В пользу этой версии говорят исследования Горьковской геологоразведочной экспедиции, она утверждает: «карстующиеся породы отсутствуют до глубины 250 м, а залегающие на большей глубине известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами, что говорит о его ледниковом (эоловом) происхождении.»

С середины 20-того столетия начались «литературные» исследования озера, они предпринимались журналом «Смена» и «Литературной газетой». Их отчеты не намного отличаются от предыдущих исследований, скорее дополняя их, нежели внося, что-то новое.

Экспедиция, проведенная журналом «Смена» пришла к выводам « котловина озера лежит в узле пересечения глубинных разломов земной коры, что и привело к опусканию пород и образованию на этом месте озера. Косвенной причиной этого процесса, могло послужить землетрясение в 1596 году, которое отмечалось в Нижнем Новгороде»

Удивительна вода озера, по своему составу, она может храниться много дней и не портиться. Это свойство, по мнению химиков, ей придают родники с гидрокарбонатно-кальциевой водой бьющие со дна озера. По мнению верующих людей святой Китеж град, покоящийся на дне озера, делает его воду святой. Как известно освященная вода может не портиться до года.

Самые большие экспедиционные изыскания были проведены Литературной газетой. Несколько сезонов подряд энтузиасты газеты совместно с учеными изучали озеро. К ним присоединились аквалангисты завода «Красная Этна», но, к сожалению Китеж град так и не был ими обнаружен.

Материалы собраны, а однозначного ответа на вопрос о существовании легендарного города все нет. Его может дать только собственное исследование озера. Вдруг повезет, и мы увидим знаменитый Китеж град.


Озеро встречает Чудесами

Дорога заняла около десяти часов. Пролетели Владимир, остался за спиной Нижний Новгород. Наконец, поворот на село Владимирское. Проезжая по селу невольно обращаешь внимание на приветливых местных жителей, удивляешься древности некоторых из них. Неужели озеро дарует бессмертие? Позже мы узнали, что многие жители этого села, находящегося непосредственно вблизи озера, доживают до ста лет, а некоторые и до ста двадцати. От села к озеру ведет красивая дорожка, посыпанная песком, вдоль нее стоят стройные березки. Зачарованные красотой этого места, едем к озеру. Но дорогу нам преграждает сосновый бор. Пока наш водитель Илья Белкин искал дорогу, чтобы проехать непосредственно к озеру и поставить палаточный лагерь, мы жаждущие встречи со Светлояром идем напрямик через лес. Вдруг идущий впереди нас режиссер останавливается и говорит: «Прислушайтесь». Наша команда обращается в слух. Со стороны озера трижды бьют «корабельные склянки». Мы слышим три удара колокола, четко и звонко разносится его звук над лесом. Неужели правда, Китеж существует, своим звоном встречая гостей?

Преодолеваем последние сто метров. Вид легендарного озера прекрасен. Оно правильной круглой формы, с запада и юга окружено высокими холмами. Вековые сосны, качают над ним своими кронами. Стена деревьев скрывает легендарное место от неосторожного взгляда чужака. Если бы кто-то задумал строить город богов – лучшего места ему не найти. На одном из холмов замечаем колокольню. С замиранием сердца спешим к ней, неужели это ее колокола указывали нам дорогу к озеру. Так значит, тайны не существует, и это не Китеж град звонил со дна озера. Поднимаемся на холм к колокольне. С удивлением рассматриваем ее двери. Они закрыты на висячий, ржавый замок. Явно колокола этой церкви не могли звонить несколько минут назад. Значит, Китеж град существует! Поскольку ни одной другой церкви вблизи озера нет. Получается, колокола Китежа мы слышали на подходе к озеру.

Около церкви стоит огромный камень, вкопанный в землю. При ближайшем рассмотрении, на нем виден отпечаток ноги. То ли ребенок, то ли хрупкая женщина наступила на него. Странно как могла легкая девушка или ребенок оставить след босой ноги в камне? Вокруг камня деревья увешаны разными веревочками и тесемками. «Это камень следовик», - говорит всезнающий Юрий. Они встречаются неподалеку от святых мест, а след на нем обычно приписывают Богородице. Ленточки же, как правило, оставляют паломники, чтобы их просьба была услышана, а они сами еще раз вернулись на это место. Позже, вовремя съемок, к нам подошла женщина, местная жительница. Она рассказала, что виденный нами камень действительно следовик, а отпечаток ноги на нем – это след Богородицы. Она же рассказала о прошлогодних съемках Светлояра Нижегородскими исследователями, у которых после проявки пленки на одном из снимков была обнаружена колокольня своим основанием уходившая на дно озера. Сейчас, по ее словам, этот снимок хранится на Нижегородском телевидении.

Лагерь

Лагерь разбили на живописном холме с видом на озеро. Нас не отпускала надежда, что на рассвете город явиться перед нами. После колокольного звона, на это можно было рассчитывать смело. Если легенда о колокольном звоне подтвердилась полностью, то почему и городу со дна озера, не подняться к нам. Наступила ночь. Неожиданно испортилась погода, подул сильный ветер. Сосны качались, рискуя сломаться в любую минуту. Как трактовать этот знак, может озеро недовольно нашим появлением или мы чем то прогневали старцев населяющих таинственный Китеж. Все объяснилось утром. Когда мы проснулись, стояла прекрасная солнечная погода. Китеж так и не появился, но местность излучала доброту и гостеприимность. За день мы отсняли виды озера. Вокруг него нашлось еще не мало интересных мест. На холмах оказался родник со святой водой. Дальше увидели три креста, с огромными надгробиями, размеры которых поражали. Они были явно не человеческого происхождения. Вокруг всего озера, чей-то заботливой рукой были проложены деревянные мостки. Это было сделано, скорее всего, для того, чтобы многочисленные паломники, намеревающиеся проползти вокруг озера, не преодолевали топкое болото, крутые холмы и высокую траву.

Загадака раскрыта?

Съемки окончены, а вопросов не стало меньше. Озеро существует. Удивительные колокола на самом деле звонят со дна озера. Но какая из легенд правдива, не ясно до сих пор. Кто живет в таинственном Китеже, да и живет ли?

Уже собираясь возвращаться в Москву, случайно узнаем о краеведческом музее расположенном в селе. Может там, нам дадут ответ на наши вопросы. Едем к музею.

Местные экскурсоводы, отказались сниматься на камеру, мотивируя этот поступок своей природной скромностью, но за то с радостью дали интервью, объяснившее все наши противоречия.

«Главной и наиболее достоверной, по мнению экскурсоводов, является легенда, рассказанная в «Китежском летописце», правда там она дана с некоторыми упущениями. На самом деле, когда ратники Батыя подошли к Китежу, и встали осадой, город держался три дня. Его жители неустанно молились богородице что бы она встала на их защиту. Спустя трое суток произошло чудо. Богородица спустилась с небес, накрыла город своим покрывалом, и он исчез с глаз изумленных татар, спасая всех его жителей. Место, где Богородица ступила на землю, оказалось тем камнем, который мы видели около озера. Теперь этот камень считается святым. Уже в наше время около него построили церковь, названую Казанской, в честь Казанской богородицы. Камень со следом богородицы это один из немногих физических подтверждений реального существования высших сил помогающих человеку. На протяжении столетий к озеру Светлояр тянутся паломники, некоторых из них, по легендам, старцы Китежа берут к себе, остальным просто помогают. Могилы, виденные нами на холмах около озера, принадлежат трем боготырям вышедшим из града Китежа к людям. По преданиям они были исполинского роста, раза в два превышающий рост обычного человека. Как рассказывают некоторые паломники, если около могилы, одного из богатырей зажечь свечу, то чудо богатырь может поговорить со смельчаком отважившемся потревожить его покой. Говорят, иногда такие смельчаки находятся…». Когда выходили из музея, со стороны озера, снова трижды прозвонил колокол – небесный град прощался с нами…



* * *

Ответ на вопрос, о существовании загадочного Китеж града, оказался прост. Нельзя, найти духовную святыню мирскими способами. Она скрыта от глаз человеческих, только по настоящему чистый человек сможет увидеть Китеж град. Озеро же это - уникальное природное образование, возникшее, скорее всего после падения метеорита. Об этом говорят высокие холмы на одной стороне озера и пологий берег на другой.

Источник - www.ldbp.ru/text/sokolov/kitez.htm

  • Думаю, что в слове Китеж нет ничего таинственного kraevedoff.ru/2015/09/23/kitezh-grad/

    Гость Олег
  • Много слышала о граде Китеже и вот прочитала исследования журналистов, но так и не поняла...

    Гость