admin

Китайские драконы Лун

Лун - в китайской мифологии фантастическое существо, дракон. Образ Луна сложился в Китае в древности. Начертание иероглифа Лун, представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (по мнению некоторых ученых — гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с 14 в. до н. э.).

Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица (Лю Чэн-хуай и др.), а также о связи образа Луна с крокодилом (голландский ученый де Гроот). В надписях на гадательных костях Лун связан с названиями прототибетских племен цян, населявших западную и центральную части современной провинции Хэнань и, возможно, южную часть провинции Шаньси.

Вероятно, Лун считался тотемом ряда древних племен, что является редким исключением в общемировой системе первобытных верований, в которой тотем — обычно существо реальное. Возможно, образ Луна заменил более ранние представления о тотеме — змее, ящерице или крокодиле. Сравните связанные с тотемическими представлениями обычай татуировки в виде Луна у племен юэ на восточном побережье, легенды о поедании мяса дракона и о разведении и кормлении драконов подобно домашним животным при дворах некоторых легендарных правителей; многочисленные предания о рождении мифических первопредков и государей от связи женщины с драконом (вариант: встреча женщины с драконом, один только взгляд на него или просто видение дракона во сне, а также появление дракона в небе над домом, где должен родиться герой; рождение героя из крови дракона, наличие драконовой меты (лун янь) на челе древних государей (в средневековом Китае Лун — символ императора, его изображали на троне, на халате государя).

Особенно велика роль Луна в древних космогонических представлениях. На одном бронзовом блюде эпохи Инь изображены два дракона: на дне — безногий, покрытый чешуйками, каждая из которых имеет рисунок спирали-молнии, а по краю — дракон с лапами, а также птица и рыба. Некоторые исследователи (Л. П. Сычев) считают, что во втором случае Лун олицетворяет землю (птица — небо и рыба — водную стихию). Связь Луна с землей зафиксирована и в «Ицзине» («Книге перемен»). Однако с развитием мифологических и космогонических представлений Лун стал мыслиться как воплощение светлой, небесной мужской силы ян и утратил связь с землей как воплощением темного женского начала инь (см. Инь и ян). Реликты древнейшей связи Луна с землей заметны в некоторых преданиях, где Луны живут под землей, в колодцах, стерегут там клады, знают расположение т. н. земных жил, помогают герою выбраться из подземелья, а также в представлении о зимней спячке драконов и змей под землей (в некоторых поздних легендах Лун осенью возвращается в море, лето проводит в небесах). Как символ силы ян и небесного начала Лун часто изображается крылатым существом, повелителем облаков, туч, дождя, парящим в облаках или плывущим в волнах и объятым языками пламени, — видимо, символ грозы как соития неба и земли (в древнекитайской космогонии дождь есть слияние неба и земли, столь важное для земледельческого населения). Ср. также цветовую характеристику крови Луна — «черно-желтая» [сюаньхуан, сюань — «черный» (цвет неба) и хуан — «желтый» (цвет земли)].

С распространением (особенно с 4 в. до н. э.) учения о пяти первоэлементах и соответствующей пятеричной классификационной системы появилось представление о драконах пяти цветов: хуанлун — желтые, цинлун — зеленые, чилун — красные, байлун — белые и сюаньлун — черные. В преданиях фигурируют главным образом цинлун (символ востока) и хуанлун, связанный с землей и центром. Луны различались и по внешнему виду: цзяо — чешуйчатые, ин — крылатые, цю — рогатые, чи — безрогие («Бо я», «Описание изящного», 3 в. н. э.). Ван Чун («Лунь хэн», «Критические суждения», 1 в.) сообщает, что художники его времени изображали Луна с головой коня и хвостом змеи. В некоторых древних преданиях есть упоминание о лунма («конь-дракон»), живущем в воде, о превращении Луна в коней и быков.

В раннесредневековых преданиях герои нередко подымаются в небо верхом на Луне. В «Бэньцао ган му» («Основные сведения по фармакологии», 16 в.) Ли Ши-чжэня со ссылкой на Ван Фу (1-2 вв.) о Луне говорится: «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапа, как у тигра… На спине 81 шип, полностью девятью девять, как подобает силе ян… под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань» [Бошань; по-видимому, означает некий нарост в центре лба Луна, именуемый также чиму (букв. «плотницкий аршин») и являющийся магическим знаком Луна, благодаря которому он имеет возможность подыматься в небо]. В средневековой традиции Лун рассматривался как прародитель всех зверей и птиц, от которого пошли «пернатые, покрытые шерстью, чешуйчатые и панцирные» («Эръя и» — «Пояснения к словарю Эръя», 11-12 вв.).

Лун — доброе существо, его появление рассматривается как благоприятный знак, хотя в древних мифах встречаются упоминания о борьбе со злыми Лунами. В средние века существовали представления о земных драконах, в наказание за дурные дела лишенных возможности подняться на небо.

Образ Луна чрезвычайно популярен в изобразительном и прикладном искусстве Китая. Он встречается в легендах и сказках, в средневековых новеллах, в поэзии.