Змей Горыныч

Дмитрий Соколов

Откуда прилетел Змей Горыныч?

Сказка – ложь, да в ней – намек. Эта народная мудрость известна на Руси исстари. Пласт русских сказок и былин представляет огромную ценность как для этнографов, так и для историков, как для профессиональных исследователей, так и для любителей и почитателей русской истории, истории русского народа и государства. Сказки являлись и являются для русского человека кладезем житейской мудрости. Как любой христианин мира черпает жизненные правила из Библии, так русский человек испокон веков черпал мудрость предков из народных сказок. Для того, чтобы разобраться в сути этого явления, нужно обратиться к моменту крещения Руси.

В то далекое время у русских людей практически насильно, мечом и огнем, отобрали их старую веру, веру в богов языческой Руси. Народ под гнетом князей все-таки принял Христианскую веру, спрятав родных языческих богов в дивных русских сказках. Читая и сопоставляя русские сказки со славянскими Ведами, даешься диву: тексты практически идентичны, изменились лишь имена персонажей. Наверняка всем известна сказка о Никите Кожемяке, поборовшем объявившегося около Киева змея, который «брал с народа поборы немалые». Битва Никиты со змеем заканчивается следующим образом: увидел змей, что Никита его побеждает, и «стал молить Никиту:

- Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка, давай разделим землю, и будешь ты в одной половине жить, а я – в другой.

- Хорошо, - сказал Кожемяка, - надо межу проложить.

Сделал Никита соху, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать...»

А вот другое описание борьбы со змеем:

«Начал бить Сварог змея молотом, а Семаргл Огнебог запрягал его в тяжкий кованый плуг. И сказали они змею черному: будем мы делить Подвселенную. По земле сырой проведем межу. Справа пусть за межею будет царство Сварога. Слева же за межею будет змеево царство». Этот текст – из «Звездной Книги Коляды», входящей в славянские Веды.

Этот пример наиболее красноречиво иллюстрирует нашу версию. Мы не беремся судить, какая религия лучше – славянское язычество или христианство, - это вопрос веры. Но факты налицо: благодаря смекалке русского народа древнейшая религия предков дошла до нас сквозь тысячелетия практически без изменений. Но не все сказки являются иллюстрациями древнейших Вед. Поскольку политическая ситуация на Руси испокон веку была нестабильна, одни захватчики сменялись другими, смута сменялась смутой, а один политический режим, сменяя другой, заново переписывал все исторические книги, уничтожая книги предков. Все эти перемены были выгодны лишь властям предержащим, простой же человек хотел сохранить русскую историю первозданной, такой, какой она была на самом деле. Так появился второй пласт сказок, а за ним еще не один десяток различных напластований устного народного «творчества». И все же наибольшее отражение в русском фольклоре нашли языческие Веды и события времен татаро-монгольского ига. Но если в первом случае аналогии очевидны, то сказки времен татаро-монгольского ига полны недосказанностей и, порой, противоречий. Возьмем одного из основных персонажей мифов и былин Руси, да что там Руси – всего мира: змея, Змея-Горыныча, дракона. Это пресмыкающееся самым вероломным образом просочилось во все фольклорные произведения народов мира. Даже Книга Книг – Библия удостоилась его посещения. Не будем описывать европейские и христианские аналогии змея, остановимся на русском его образе.

Первый образ змея – образ, описанный в Звездной Книге Коляды. Этот змей олицетворял собой представителя Нави, славянского «потустороннего мира». Он нашел отражение, в частности, в сказе о Никите Кожемяке, да и во многих других.

Второй образ его – Змей Горыныч. Этот змей оказался «темной лошадкой». Начнем с того, что именно он прославил и возвеличил трех русских богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Народную славу они приобрели именно в борьбе с этим знаменитым Змеем. В арсенале каждого из этих богатырей имеется хотя бы одна былина, в которой он борется с лютой погибелью земли Русской – Змеем Горынычем.

Существует несколько версий, что послужило прообразом Змея Горыныча. Первая, наиболее популярная в народе версия, подразумевает под Змеем Горынычем орды захватчиков, накатывавшихся на Русь с южных степей, будь то половцы, татаро-монголы или иные кочевники. Эта версия стала наиболее популярной в советский период, когда все народные сказания дружно объяснялись как отражение борьбы русского народа против угнетателей, внутренних классовых либо внешних захватнических. Объяснялась эта версия красиво, но малоубедительно. Мол, полчища кочевников многоголовым змеем накатывались на Русь, их лавина извивалась, подобно змею, а хитрый и подлый нрав татаро-монгол в точности повторял характер пресмыкающегося гада.

По последним научным данным, Змей Горыныч оказался не живым существом, а секретным оружием все тех же татаро-монгол, наподобие легендарного «греческого огня». Приведем неопровержимые доказательства этой версии.

К моменту нашествия на Русь татаро-монгольских полчищ они успели повоевать на просторах Азии, в частности с китайцами. В начале XII века армия монголов была не только самой многочисленной, но и наиболее современной в мире. Как показал вышеописанный случай, монголы успешно перенимали у других народов их военные разработки и доводили их до высочайшего уровня. В частности у китайцев они позаимствовали секрет изготовления пороха, горючих смесей и метательных машин для снарядов на этой основе.

Но в силу неизвестных причин наибольшее уважение татаро-монгольских военачальников получило оружие на основе сырой нефти. К примеру, Чингиз-хан любил применять в сражениях гранаты с нефтью и огневые стрелы с зажигательным фитилем. Так в 1206 году флот одного из китайских полководцев был сожжен татаро-монголами с помощью подобных огневых стрел. А уже спустя почти двадцать лет, в 1225 году, при осаде Хорезма, монгольские войска забрасывали город ракетами и пороховыми снарядами. Но и на этом военная машина татаро-монгол не остановила свое развитие. Спустя семь лет, при осаде города Бянь, она проявила себя во всей красе: город был сожжен огромными огненными баллистами, которые лавиной обрушивали на город монгольские пушки. И вот после обкатки своего оружия на Поднебесной империи татаро-монгольские военачальники двинули свои полчища на Русь.

Вот лишь некоторые виды вооружений, которыми обладала монгольская армия ко времени похода на Русь:

Осколочно-зажигательные снаряды: основными частями снаряда были пороховой состав и железные колючки. Взрывной силы хватало для того, чтобы разбросать железные колючки, поражая ими конницу и пехоту.

Снаряды осколочно-взрывного действия:

1) железная оболочка с пороховым содержимым;

2) «огневой» горшок — керамический тонкостенный сосуд с пороховым зарядом;

3) «железный пороховой снаряд взрывчатого действия». Действие этих снарядов было одинаковым: при взрыве их оболочки превращались в осколки, обладающие большой пробивной силой. Так, взрыв чжэнь тянь лэй был слышен в радиусе 100 ли (около 50 км) и пробивал своими осколками даже латы;

4) «огневой шар со звуком грома» — технология изготовления этого снаряда предусматривала при взрыве образование не только большого количества фарфоровых осколков, но и «грохот, подобный грому», что должно было оказывать на противника устрашающее воздействие.

Снаряды отравляющего действия:

1) «дымовой» шар — шары выпускались пяти различных модификаций (дым пяти разных окрасок) с целью маскировки действия войск. Различные добавки токсических веществ вызывали тяжелые отравления;

2) «шар ядовитого дыма» — к пороховому составу примешивались сильнодействующие яды: выделенные из аконита, белены и плодов кретонового деревца. Следствием разрыва снаряда являлись не только ожоги, но и обильные кровотечения из носа и рта;

3) «снаряды, начиненные известью», — использовались для ослепления противника;

4) «снаряд-горшок с фекалиями» — приготовленный особым образом состав снаряда при попадании на открытые кожные поверхности вызывал тяжелые нарывы.

Реактивные снаряды: «огневая стрела» — имела нескольких модификаций. У одних в головной части прикреплялся пороховой шар определенной величины, в зависимости от силы метания лука или арбалета. Другие снабжались трубкой, наполненной порохом, и которую привязывали к верхней части древка. Пороховой состав трубки поджигался при помощи фитиля, и стрела в полете получала дополнительный реактивный импульс.

Судя по описаниям и чертежам, многие «огневые стрелы» представляли собой настоящую ракету, состоящую из полой бамбуковой трубки и порохового заряда. Реактивные снаряды предназначались для зажигания деревянных стен крепостей и городских строений.

Теперь сопоставим описания Змея Горыныча с техническими характеристиками монгольского оружия.

Начнем с главного признака Змея Горыныча – пышущей огнем пасти («летит, из ноздрей пламя пышет»). Это описание как нельзя лучше подходит для огневых снарядов или гранат фонтанирующего действия. При подлете к цели заранее подожженная горючая смесь циркулировала в замкнутом объеме оболочки, выпуская через оставленные отверстия огненный фонтан пороховых газов. Этим же объясняется и неразрывно связанный в текстах былин следующий признак Змея – «из ушей дым валит»: смесь поджигалась при помощи запальных шнуров, которые в полете отчаянно дымили. Многоголовость Змея можно объяснить тем, что установки, посылавшие снаряды на неприятеля, сегодня назвали бы «установками залпового огня». Монгольские «катюши» выбрасывали десятки огненных шаров, которые с воем и шипением устремлялись на славянские укрепления. Разумеется, славянские богатыри, видевшие в небе огромное количество огненных ракет, разукрашенных под драконьи головы («культурное наследство» китайцев), воспринимали их многоголовым змеем, сжигающим все на своем пути одним огненным дыханием. Крылья Змея Горыныча на поверку оказались стабилизаторами пороховых реактивных ракет. Косвенным доказательством ракетной версии служит и тот факт, что Змей Горыныч всегда целенаправленно прилетает и разом обрушивается с неба, а не кружит над городами древней Руси, выбирая жертву. Отличительной чертой Змея Горыныча является его смерть от рук русских богатырей. Кровь Змея, согласно былинам, - черная, и земля-матушка не хочет ее принимать, впитывать. Принимая во внимание нашу версию, можно с уверенностью сказать, что это ничто иное как сырая нефть, вытекавшая из неразорвавшихся снарядов. Действительно, нефть практически не впитывается в землю, а разливается тонкой губительной для всего живого пленкой на огромных площадях.

«Рассердился Добрыня и на Змея бросился. И пошел тут жестокий бой. Три дня и три ночи бился Добрыня со Змеем... Бил, бил его плеткой шелковой, укротил как скотину, и отрубил все головы. Хлынула из Змея кровь черная, разлилась к востоку и к западу... Стоит Добрыня в черной крови, не хочет русская земля кровь змеиную принимать» – так описывает кончину Змея русская былина.

Итак, все говорит в пользу ракетной версии происхождения Змея Горыныча: и внешность, и поведение, и анатомия его. Неохваченным остался лишь метод борьбы с ним. Но и тут наша гипотеза находит свое подтверждение: излюбленный метод борьбы со Змеем Горынычем, изобретенный Добрыней, представлял собой использование против грозной опасности обычного речного песка в огромных количествах. Добрыня в былине воспользовался для укрощения Змея аж пятью пудами песка – 80 кг. – и забросал им Змеиные головы. Именно песком тушили во время войны зажигательные снаряды, которыми забрасывали наши города немецко-фашистские войска, песком же тушили зажигательные бутылки «коктейля Молотова», и все тем же песком и по сей день тушат химические пожары.

Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что отрицательный герой огромного количества русских сказок и былин был ничем иным, как ракетными войсками армии татаро-монгольских захватчиков. Это наиболее ярко проиллюстрировал фильм 30-х годов «Илья Муромец».

Источник - www.ldbp.ru/text/sokolov/gorinich.htm