Искусство создания украшенного оружия

Являясь важнейшей областью декоративно-прикладного творчества искусство создания украшенного оружия несет в себе особое глубинное содержание, связанное отношением к вещи, как к самоценному явлению в мире духовной и материальной культуры.

Именно поэтому в каждом произведении талантливого дизайнера и опытного мастера авторского холодного оружия Валентина Викторовича Тимофеева отражена не только связь с древней традицией, но и нечто новое, не всегда объяснимое словами, но подспудно присутствующее где-то в глубине формы и способное открыться лишь тому, кто сумеет почувствовать скрытую духовную силу предмета.

Будучи знатоком истории оружейного дела и прекрасно ориентируясь в формах и видах клинков самых разных времен и народов, Валентин Тимофеев уверен в том, что в облике и характере каждой создаваемой вещи неизменно воплощается нечто свойственное той культуре, в условиях которой сформировалась личность автора. Подтверждением этому служат произведения самого мастера. Так, историки оружия, анализируя работы В.В. Тимофеева, пришли к выводам, что взятый за конструктивную основу тип неизменно обогащался авторской разработкой декора, не имеющего аналогов среди исторических образцов.

Так было в случае с кинжалом-бебутом под названием "Державный", форма которого воспроизводила распространенный на Востоке и Кавказе вид холодного оружия, но вместе с тем заметно отличалась от него своим декоративным оформлением. Строгое и ритмичное повторение диагональных резных и набранных из камней полос, размещенных на ножнах и рукояти, было приемом не характерным для Востока, а стояло ближе к некоторым разработкам русской оружейной традиции середины XIXначала XX веков.

Вместе с тем богатое творческое воображение В.В. Тимофеева, способное создавать любые вариации декоративных элементов, не нарушает целостности образа той или иной национальной формы оружия. Это обстоятельство свидетельствует о тонком и чутком отношении художника к традициям народного искусства. Так, работая над разновидностью японского ножа-танто, особенностью которого является стройный вытянутый клинок, Валентин Тимофеев оформляет его сдержанно и лаконично. Благородное сочетание кости и дерева вносит необходимый для оживления облика предмета контраст, подчеркивает простоту и ясность формы. В качестве дополнения к взаимодействию двух основных цветов мастер использовал правильной формы элементы из белого металла. Расположенные поперечно, они помогают зрительно "разрядить" непрерывное поле "белой" рукояти и "черных" ножен. Являясь исключительно авторской разработкой, дизайн этого ножа отражает цвет и форму, присущие дальневосточной культуре. Достаточно вспомнить традицию японской жилой архитектуры с характерным отношением к чистому цельному пространству, с пристрастием к ясным формам, стремлением к простоте и рациональности конструкции. Как и другие виды творчества, она была проникнута идеями эстетики Дзен-буддизма.

То же можно сказать и о другом изделии мастера - танто, которому автор дал название "Солнечный". Ножны и рукоять этого изящного в своей простоте ножа оформлены прямоугольными окошками, каждое из которых излучает мягкий свет самого солнечного в мире камня - янтаря. Соединение холодного отточенного металла и теплого янтаря завораживает и покоряет. Сколь сильна может быть творческая воля художника, спо-собная преодолеть агрессивную суть оружия, преобразив его в олицетворение вдохновляющей красоты. Возможно, разгадка таится в душе самого автора. Не случайно же Валентин Викторович говорит, что по характеру является человеком весьма миролюбивым.

Может, именно поэтому с таким увлечением и интересом художник разрабатывает оружие, имеющее оборонительное назначение. А кто во все времена нуждался в защите более остальных? Конечно, женщины. Им мастер-оружейник посвятил целую коллекцию уникальных скрытых клинков, став открывателем совершенно новой области в истории прикладного творчества.

Так возникли разнообразные ножи-подвески, которые можно носить на шее, как украшение. Небольшие, обтекаемой формы подвески и в самом деле очень красивы. В их декоре мастер часто использует серебряную скань и полудрагоценные камни. Примечательно, что художнику всегда удается соблюсти ясность очертаний предмета и найти гармоничное дизайнерское решение. Выполненные из металла элементы никогда не перегружают форму изделия, а тактично и мягко участвуют в общем композиционном замысле. Филигранные веточки растительного орнамента служат изысканным декором и вместе с тем имеют прикладное значение, например, маскируют устье миниатюрного клинка, то есть место соединения ножен и рукояти.

Особенностью творческой манеры Валентина Тимофеева является бережное, даже почтительное отношение к природным материалам. По сути в каждой декоративной композиции мастер не столько использует тот или иной элемент будущего произведения, будь то камень или металл, а как бы вслушивается в пожелания самого материала, следуя его структуре, свойствам и образу. Быть может, именно поэтому создания мастера выглядят столь завершенно и гармонично. Ведь при работе с природным материалом очень важно не сломать его характер, сохранив живую нить, связывающую его со средой, в которой он зародился. В этом, вероятно, содержится разгадка старинных произведений народных промыслов, большим почитателем и ценителем которых является В.В. Тимофеев. Ведь для древнего человека, создававшего эти ценности, мир окружающей природы был большим родным домом, каждая частица которого находила естественный отзвук в его сердце.
Несмотря на то что мастер имеет возможность использовать для декора клинка любое решение, поскольку владеет различными видами ювелирной техники, для украшения ножей-подвесок он чаще всего применяет агат - камень, который по праву может быть признан восьмым чудом света, поскольку трудно найти что-либо более удивительное, чем нерукотворные пейзажи, возникающие на поверхности камня при его обработке. Благородные сдержанные оттенки агата прекрасно гармонируют с цветом стали и серебра.

Особой областью приложения многогранного таланта ювелира и оружейника В.В.Тимофеева являются механизмы, позволяющие мгновенно превращать изящную подвеску в предмет защиты. Авторский вклад художника в их разработку поистине уникален и, по мнению специалистов, не имеет аналогов в истории оружейного дела, за исключением редких сохранившихся механизмов семнадцатого столетия.

На первом в России конкурсе-показе, проходившем в Государственном Историческом музее и собравшем все лучшее, что было создано в области современно-го ювелирного и оружейного искусства, премию в номинации "Авторское художественное оружие в интерьере" получил подлинный шедевр мастера - заколка-клинок "Снежная амазонка", выполненная им в соавторстве с талантливым художником-ювелиром Еленой Ивановной Ефимовой.

Возникший сравнительно недавно творческий союз двух мастеров открыл Валентину Тимофееву новые перспективы развития и предоставил возможность экспериментировать с сочетаниями металла и кости. Так были созданы нож и ножны "Материнство", прессик-нож "Медведь", нож-подвеска "Рыбка", выполненные из дамасской стали с использованием мамонтовой кости и мельхиора. Художественную манеру В.В. Тимофеева характеризует применение особых, не скрывающих клинок ножен. В результате сам клинок выполняет самостоятельную декоративную функцию - сложный узорчатый рисунок стальной поверхности становится интереснейшим объектом для созерцания.

Для работы в соавторстве необходимо прежде всего единомыслие. Обоих художников сближает любовь к материалу. Кость мамонта в умелых руках Елены Ефимовой становится необычайно пластичной и выразительной. Валентин Тимофеев сохраняет верность надежному металлу. Но есть у мастеров и своя излюбленная тема, которая вдохновляет их на создание совместных произведений. Эта тема - русский Север. Мир снегов, сильных людей и могучих животных. И если резная поверхность кости напоминает нам о белизне бескрайних равнин, то холодный блеск металла олицетворяет собой сверкание льдов и отблески волшебного северного сияния.

Творчество и ремесло. В чем принципиальная разница этих двух понятий? В основе творчества лежит идея, мысль. Во главу любого ремесла ставится умение. Как слаба и беспомощна порой бывает мысль, неспособная обрести воплощение, так одного лишь владения техникой недостаточно для создания подлинного шедевра. Вот почему произведение искусства - не что иное, как синтез интеллекта и мастерства. Валентин Викторович Тимофеев, несмотря на казалось бы прикладной характер своего искусства, остается подлинным художником, поскольку для него самого работа с предметом неизменно связана с напряженным философским поиском. Для него существуют разные смысловые и духовные планы вещей, он верит в их внутреннюю,скрытую от глаз, жизнь, законы и суть которой подвластны только тем, кто их создавал. Поэтому отношение художника к оружию многопланово и сложно. "Это и оберег, и украшение, и лекарство..."говорит мастер. Его слова приобретают особую актуальность в наши дни, когда установилось господство более изощренных форм оружия, а клинки переместились в область скорее раритетную, став объектом изучения историков и искусствоведов.

Несмотря на то что время мечей и сабель прошло, русские оружейники по-прежнему сохраняют предельно серьезное отношение к качеству создаваемых ими образцов. Они стремятся к тому, чтобы их изделия не выглядели игрушкой или театральной бутафорией. Знание законов создания и украшения клинков, унаследованное от старых мастеров, не позволяет В.В. Тимофееву относиться к своей работе легкомысленно. Вместе с тем, уважение к традиции ничуть не мешает художнику неустанно изобретать новые технические приемы, позволяющие создавать уникальные изделия, продолжающие традиции старых мастеров.

Источник - www.knifeworld.ru/articles_56.html