Споры между рыцарями

Споры между рыцарями носили разный характер. Нередно они возникали из-за оскорблений, которые рыцари наносили друг другу и которые, по представлениям того времени, нельзя было оставить неотомщенными.

Кульминационный момент «Песни о Сиде» — оскорбление Кампеодора каррионскими инфантами, избившими и бросившими его дочерей. Они сами расценивают это как месть за неравный брак и те насмешки, которые им приходилось терпеть в Валенсии, как возздание Сиду за причиненные им обиды:

De nuestros casamientos agara nos somos vengados .

Как обида (tuerto, rencura), требующая отмщения (или, в крайнем случае, искупления деньгам), рассматривалось нанесение ранений родственникам сеньора, а также вступление войск одного сеньора на территорию другого:

Dentro en mi cort tuerco me todo grand:

Firiom el sobrino e non lo enmendo mas...

Agora correm las tierras que en mi enpara estan .

Обычным средством мести было объявление войны противнику — так, например, Сид предлагал поступить графу Раймунду, побежденному им: 

Si vos viniere eminte que quisieredes vengallo,

Si me vinierede buscar, fazedme antes mendado .

Объявление войны было вполне законным и общепринятым средством осуществления мести , однако «Песнь о Сиде» возвеличивает другой путь отмщения.

Сид и его родственники также жаждут мести за свой позор, которому инфанты подвергли всю их семью:

Buen casamiento perdiestes, mejor podrestes ganar.

! Aun veamos el dia que vos podamos vengar!

Но «Песнь о Сиде» — и в этом ее отличие от других эпических памятников, в которых воспевается месть — отвергает месть как самосуд. Сид отбрасывает мысль о том, чтобы собственными руками добиваться справедливости от обидчиков. Он стремится превратить месть в локализованное наказание за преступление согласно законам при дворе короля с помощью поединка судьей, на котором выступает сам король . Таким образом, «Песнь..." не отвергая месть как средство искупления нанесенных рыцарю обид, высказывается за разрешение споров с помощью судебного поединка, а не путем междоусобных войн, ввергавших страну в состояние смут. Очевидно, подобных взглядов придерживалась та часть рыцарства, которая не в силах была тягаться с могущественными знатными родами. Единственной надежной защитить свою честь от посягательств именитых обидчиков для мелких рыцарей была апелляция к королевской власти и требование судебного поединка, обеспечивавшего равенство конфликтующих и дававшего рыцарю показать свое превосходство над обидчиком в мужестве и владении мечом.

Король выступает в сознании мелкого дворянства, как носитель идеи равенства, на которую народ опирался в борьбе со знатью . Поэма проникнута уважительным и почтительным отношением к монарху , который изображается справедливым и честным правителем. Хотя вначале король совершает несправедливость, изгоняя Сида из королевства, вся следующая часть посвящена постепенному осознанию королем несправедливости изгнания Сида. По мере развития действия Альфонс приходит к убеждению, что даже в одиночку воюющий с маврами Сид приносит ему гораздо больше пользы, чем придворный интриган граф Гарсия Ордонне:

Dixo el rey al conde: dexad essa razon

Que en todas quisas mejor me sirve que vos .