Рост числа монастырей в 15 веке

В целом прирост числа монастырей составил в XV в. 65(8), а в XVI в. - 204(23) монастырей, несмотря на то, что уже с конца XV в. правительство начинает пытаться ограничить рост землевладения. Чем же объяснить это увеличение темпов основания монастырей?

По-видимому, здесь сыграл свою роль целый ряд факторов.

Главный из них был медленный (замедленный татаро-монгольским разорением и установившимся игом), но все же рост производительных сил страны, которому способствовало развитие и укрепление феодальных отношений, в то время еще прогрессивных.

Развитие экономики сопровождалось и в значительной мере обуславливалось ростом численности населения. Этот рост тоже шел замедленно вследствие феодальных войн и вызванных ими голода и эпидемий, но он был. Войны, голод, эпидемии увеличивали число увечных, инвалидов, одиноких женщин, прибежищем для которых были монастыри-богадельни (характерен рост количества женских монастырей). "Иногда монастырь строился, - писал В. О. Ключевский, - при содействии целого общества, городского или сельского. Монастырь был нужен городу и сельскому округу, чтобы обывателям было где постричься в старости и при смерти и "устроить душу" посмертным повиновением", и далее он приводит пример "убогого" монастыря (то есть богадельни) на Северной Двине, о котором крестьяне показали, что "у него было 14 деревенек, что тот монастырь строили и деревни к нему "подпущали и прикупали" их прадеды и деды и отцы, проча его себе и своим детям и внучатам "на постригание и поминок"; монастырем и его деревнями заведовали они же, волостные крестьяне, и монастырскую казну держали у себя в волости".

Укрепление феодальных отношений выражалось в увеличении зависимости крестьян от феодалов, росте налогов, стеснении их жизни. Для части населения уход в монастырь был средством облегчить себе жизнь. На церковном соборе 1551 г., как указывал С. М. Соловьев, отмечалось, что "в монастырях некоторые постригаются для покоя телесного, чтоб всегда бражничать... в кельи женки и девки приходят, ребята молодые по всем кельям живут... монахи и попы пьянствуют... в монастырях монахи и монахини и миряне живут вместе".

К этому надо добавить, что церковь получала привилегии как от татар, освободивших ее от дани (при условии проповеди покорности хану), так и от великого князя, что также способствовало росту числа монастырей.