Каменные кресты

Четырехконечный крест как «орудие спасения мира Иисусом Христом» стал культовым предметом у христиан после распятия Спасителя.

Со временем христиане стали использовать также другие модификации креста: пяти-, шести-, семии восьмиконечный. (Современная Православная церковь, в отличие от старообрядческой, одинаково допускает использование трех форм креста: четырех-, шестии восьмиконечного).

Крест Иисуса Христа становится основой для огромного разнообразия геральдических крестов: андреевский (переклад), вилообразный, георгиевский, лапчатый, мальтийский и др.

Крестообразные формы в виде минералов природа создала задолго до возникновения христианства и даже до появления на Земле человека. В этом отношении «преуспел» красно-коричневый минерал ставролит, название которого в переводе с греческого означает «камень-крест». Характерная особенность его кристаллов — образование двойниковых форм: два кристалла срастаются в неделимое целое под прямым углом или под углом 60° друг к другу, образуя прямой или косой крест. Первый соответствует четырехконечному «укороченному составному кресту», второй — андреевскому.

Ставролитовый крестик в старину считался счастливым талисманом для детей. Камень-крест на цепочке надевали после крещения, чтобы оберегал от болезней и бед.

Природа, как и люди, нередко вносит в эти культовые формы определенные коррективы. Так, на четырехугольных крестах ставролит иногда можно увидеть своеобразные «дополнения», например «подножие», превращающее четырехконечную форму в шестиконечную.

Символика переклада, на котором, по легенде, был распят апостол Андрей, стала основой для первого в истории России орден Святого апостола Андрея Первозванного, учрежденного Петро: Великим. Косой крест украшал андреевский флаг военного флота России (флаг возрожден в январе 1992 года).

Нагляден пример и другого минерала — хиастолита, разновидность андалузита. В поперечном сечении кристалла хиастолита, благодаря углистым включениям, «прихваченным» в процессе роста, oтчетливо выделяется черный крест на сером или белом фоне. Потому в народе хиастолит нередко называют также «крестовиком». Его используют не только как амулет, но также в качестве вставок в ювелирные изделия. Прекрасные экземпляры «крестовика» встречаете в частности, в окрестностях Нерчинска в Забайкалье. Из них российские мастера-ювелиры изготовляют красивые бусы, броши, кулоны…

Люди издавна верят, что гадание по «магическому кристаллу» является лучшим средством для обнаружения скрытых способностей астрального видения. В качестве «магического кристалла» провидцы чаще всего используют кристалл прозрачного горного хрусталя или выполненный из него шар. Согласно поверьям, горный хрусталь обладает приоритетом особой магической силы перед другими минералами.

Российские геологи С. Титков и М. Богомолов в качестве «магического кристалла» в научных целях использовали алмаз, религиозный символизм которого известен из средневековых трактатов о драгоценных камнях. В одном из итальянских трактатов об алмазе (бриллианте) говорится как о «возлюбленном Бога». Поэтому алмаз в различных религиях считается особо священным камнем. Согласно средневековым представлениям, приведенным в книге М. Пыляева «Драгоценные камни», алмаз также укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомудрие.

Исследование под микроскопом пластинки (6х1мм), выпиленной из октаэдрического кристалла алмаза, показало, что при поляризованном свете в ней появляется изображение (интерфереционная фигура): свастика или при небольшом повороте пластины мальтийский крест. Оба знака относятся к числу христианских геральдических крестов.

Свастика, известная также под названием гаммированный, или гамматический, крест crux gammata с незапамятных времен используется в ритуальных целях браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии. Санскритское слово-восклицание «свасти!» переводится как «благо!», поэтому в орнаменте и письме свастика выражает привет, пожелание благополучия. Свастика встречается на древнегреческих и сицилийских монетах, на оружии и золотых украшениях Греко-Бактрийского царства, в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых надгробиях и церковной одежде...

Предметы со свастикой обнаружены также в древнейших памятниках и погребениях Армении. Она известна по наскальным рисункам в Гегамских горах, датированных V-HI тыс. до н. э. Бронзовые crux gammata для нашивки на одежду найдены в Лори-Берде (XIV-VI вв. до н.э.); свастика изображена на сурьмяной подвеске из Ванадзора (XI-X вв. до н. э.) и бронзовой секире из Артика (II тыс. до н.э.), на керамической посуде из Карашамба (ХХП-ХХ вв. до н. э.) и железном кинжале из Зархена (I тыс. до н. э.) и др.

Признав свастику в качестве одного из христианских символов, церковь придавала ей такое же значение, какое она имела на Востоке, а именно: выражало ниспослание благодати и спасения. Фашисты, использовавшие свастику в идеологическом арсенале, опорочили репутацию знака и свели отношение к нему огромной массы людей до полного нигилизма. Необходимо помнить, что crux gammata ориентирована вертикально и бывает левои правосторонней. Нацистская свастика концами направлена направо, ребро ее наклонено на 45° от вертикали. Поэтому фашистский знак правильнее называть не свастикой, a hakenkreuz, как называли ее нацисты.

Вторая фигура — мальтийский крест. Это символ Мальтийского ордена, одного из могущественных тайных христианских обществ Европы, ведущего свою историю от эпохи Крестовых походов. В России мальтийский крест утвердился в конце XVIII века благодаря императору Павлу I, принявшему титул Великого магистра Мальтийского ордена. При нем был учрежден орден Святого Иоанна Иерусалимского, более известный как Мальтийский орден; в 1817 году орден объявлен «более не существующим». По форме связаны с мальтийским крестом старинные русские ордена: Святого Георгия Победоносца, Святого Владимира и др. Смена фигуры свастики на мальтийский крест в алмазе происходит благодаря изменению границ секторов в камне: эти границы как бы раскручиваются и изгибаются в другую сторону. При повороте пластины на 360° каждая из фигур повторяется четырежды (после очередного поворота на 90°).

По мнению исследователей, появление в алмазе культовых знаков связано с искажением его структуры: либо из-за изменения температуры в процессе кристаллизации, либо за счет неравномерного, асимметричного поступления «строительного материала» к минералу в процессе его роста. Есть и иные суждения об этом факте. Но разве не удивляет тот факт, что скрытые в алмазе знаки, рожденные в великой мастерской природы, спустя сотни миллионов лет стали достоянием религиозного культа?

Природа как бы загодя позаботилась о будущих поколениях людей, создав для них прообразы религиозных и геральдических знаков. И подобие это столь впечатляюще, что трудно удержаться от слова «мистика».

Валерий СЕЙРАНЯН.