Индейцы и священные камни

"С тех пор как я узнал стариков индейцев и их обычаи я видел, что в каком-либо великом деле это не являлось достаточным для человека полагаться только на себя. Большинство людей возлагают свою зависимость на знахаря, который понимал эту жизнь и все ее окружение и способен предсказать, что может произойти. Они имели право совершать эти предсказания. Если мы сидя здесь могли слышать голос говорящий с ???? это могло быть потому, что мы имели право слышать то чего не могли другие, или мы могли видеть то, чего другие не имели права видеть, потому что они не были подготовлены должным образом. Также некоторые права и привилегии знахаря и тех, кто желает познать тайну вещей обязан искать помощь. Если человек желал успеха в войне или охоте или желал совершить величайшую из всех просьб, которая являлась просьбой о долгой жизни, ему следует сделать это через знахаря, который давал ему амулет, вероятно корень травы завернутый в оленью кожу, и он носил этот амулет .

Это не являлось достаточным для человека сделать известить о своей просьбе. Есть обычай которому лучше следовать, и сделать жертвоприношение с просьбой.

Когда я был юношей, я пошел к знахарю посоветоваться о своём будущем. Знахарь сказал: "Я не могу много сказать тебе, кроме как помочь тебе понять эту землю на которой ты живешь. Если мужчина желает стать удачливым на охоте или тропе войны не обязательно изменять свои наклонностями, но поняв повадки животных и свое естественное окружение, может извлечь пользу через тщательное наблюдение. 1 Земля огромна, и на ней живет много животных. Эта земля под некой защитой, что на время становилось видна глазу. Один вероятно думает это может находится в центре земли , но его представители появляются везде, в крупных и малых формах - они есть священные камни. Присутствие священных камней защитит тебя от несчастья". Он дал мне священный камень, который он сам носил. Я храню его с собой куда бы я ни пошел. Он также рассказал мне где я могу найти один для себя.

Вакан-Танка рассказал священным камням много вещей, которые могут случиться с людьми. Знахарь сказал мне наблюдать окружающую меня природу, я наблюдал изменения погоды, повадки животных и всех
вещей которыми мог руководствоваться в будущем, и я наполнил этими знаниями свою память. Знахарь также рассказал мне, что камень может являться в образе человека, который говорит и поет много замечательных песен. Среди них была следующая песня, в которой говорится, что все живые существа обращались к ним за защитой. Эта песня и следующая была составлена и использовалась Ite'-oksan-lu'ta [Red-Streaked-around-the-Face], человек который имел видение радуги поэтому нарисовал на своем лице дугу. Он использовал красную краску для этой дуги, так как красный был его любимым цветом среди цветов радуги".

В этой связи интересно обратить внимание на следующее утверждение Отца Smet, уроженеца Бельгии, который прибыл в Америку в 1821 и много лет трудилась как миссионер Иезуита среди Сиу, писать экстенсивно их условий(состояний) и потребностей. Он говорит:

  "Некоторые авторы предположили, что Индейцы руководствуются инстинктом, и даже рисковали утверждать, что их дети нашли бы их путь через леса также как те дальнейшим продвинутым в
возрасте. Я консультировался с некоторыми из наиболее смышленых Индейцев на эту теме, и они однородно сказали мне, что они приобретают это практическое знание долгим и пристальным вниманием к росту растений и деревьев, к солнцу и звездам.... Родители учат своих детей отмечать такие вещи, и они в свою очереди иногда добавляют новые открытия к таковым своих отцов".
(Life, Letters, and Travels of Father Pierre-Jean De Smet, S. J., edited by Hiram Martin Chittenden and Alfred Talbot Richardson, in, p. 1016, New York, 1905)]

Ношение священного камня, чтобы обеспечивать выгоду от его присутствия, по мнению Сиу, являлось совершенно другой плоскостью в отличие от ношения "амулета"  (wo?tahe). Это - один из многих случаев, в которых Английский язык испытывает недостаток краткого эквивалента для оттенков значения на Индейском языке.