Дракон как оплодотворяющий бог

Дракон становится совершенно самостоятельным персонажем, хотя идея его связи с Женщиной не исчезает: как хозяин дождя, уже олицетворяя не хаотическое или хтоническое начало, а начало небесное, он вступает в священный брак с Женщиной-Землёй. Символ воды как первичного океана, утробы Великой Матери, в которой покоится плод, зародыш мира, Мировое Яйцо, замещается частично или полностью символом воды как семени бога-оплодотворителя (громовержца) в образе дракона. Драконы «проливают воды с небес, делая поля и женщин плодоносными». (17). «В китайском символизме дракон — «Олень Небесный», Солнце***, свет и жизнь, небо, высшая власть, мужская сила Ян». (18). «Девушка может забеременеть от слюны дракона». (19).

_________________________

(15) Грейвс Р. Белая Богиня: Избранные главы. / Пер. с англ. И. Егорова. С. 229.

* «…чудовище, бывшее её эманацией» в переводе Л. Володарской. (Грейвс Р. Белая Богиня. Изд-во Прогресс-Традиция, М. , 1999. )

** Изречения египетских отцов. СПб, 1993.

(16) Ле Гофф Ж. Другое Средневековье… С. 145.

(17) Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 199.

*** Связь вода-Луна заменяется связью небо-Солнце; женский принцип заменяется мужским.

(18) Купер Дж. Энциклопедия символов. М. , 1995. Статья «Дракон».

(19) Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 200.


Подобные представления относятся и к змеям: Змей соблазняет девушек, как он соблазнил и первую женщину в раю, и последствием этого является менструация. Многие исследователи считают, что змея имеет фаллический характер.

Предания о сверхъестественных сексуальных отношениях между женщиной и богом, принявшим облик змея-дракона, столь соблазнительны для народного сознания, что даже включаются в биографии реальных исторических персонажей. «Самый знаменитый из детей этих священных браков — Александр. Но Светоний сообщает, что Аполлон, разделив под видом дракона ложе с Атией, пришедшей в его храм совершить обряд ожидания вещего сна, породил таким образом Августа». Вышедшей замуж за Амура Психее её коварные сёстры говорят, что её таинственный супруг, которого ей запрещено видеть, — огромный ящер, «глаза у которого переполнены вместо крови губительным ядом и пасть разинута как бездна». Бедняжка им верит, потому что в предсказании оракула назначенный ей супруг назван «вредоносным драконом».  Зевс Критский в образе змея вступает в брак с Персефоной (их дитя — Загрей, который считается одной их архаических ипостасей Диониса).