Выступление оратора

В различной литературе описано много способов правильно и эффективно начать публичное выступление. Суть их сводится к тому, чтобы с первых слов привлечь активное внимание аудитории и сразу же перейти к делу.

Не нужно в начале выступления рассказывать так называемую смешную историю. Довольно трудно сразу понять каково чувство юмора у аудитории. Нет ничего более сложного и более редкого во всем нелегком ораторском искусстве, чем умение заставить смеяться слушателей. «Юмор - дело спонтанное, связанное с индивидуальностью, личностью ... Смешные истории должны быть к месту и иллюстрировать какое-либо высказанное положение» (2, с. 396, 397).

Большой ошибкой является упоминание о том, что оратор плохо готовился к выступлению. Если вы вышли на сцену - начинайте говорить. Некоторые из слушателей заметят вашу неподготовленность без вашей помощи. Другие же не заметят, и незачем говорить им об этом. «Зачем оскорблять свою аудиторию, внушая ей мысль о том, что вы не сочли нужным подготовиться и любое старое блюдо, которое случайно оказалось у вас на плите, подойдет для того, чтобы потчевать их?» (2, с. 399).

Оратору нужно помнить о двух вышеназванных ошибках («несмешная история» и упоминание о неподготовленности) начала выступления и о том, что слушатели пришли для того, чтобы их проинформировали и заинтересовали. Часто это удается сделать, начав со следствия и заставив слушателей услышать причину. Необходимо сразу начать рассказывать историю, полную действий. Начните выступление с иллюстрации, возбудите интерес, а затем продолжайте, делая свои замечания общего характера.

Слова какого-либо известного человека всегда привлекают внимание, поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступления. Цитаты придают речи научность и большую образность. Монтень сказал: «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль». Кроме того, цитирование известных людей сильно воздействует на аудиторию авторитетом их имен и способствует быстрейшему убеждению слушателей в истинности слов самого оратора.

Один из самых лучших способов начать выступление - это начать с какого-нибудь замечания, которое непосредственно касается интересов аудитории. Оно обязательно привлечет внимание. Все люди чрезвычайно заинтересованы в таких вещах, которые непосредственно и сильно затрагивают их самих. С первых слов нужно сказать, чем речь оратора может помочь слушателям в налаживании их отношений в семье и на работе, в повышение их материального благосостояния и получении ими душевного спокойствия. «Люди эгоистичны, они интересуются главным образом собой. Их не очень беспокоит, должно ли правительство владеть железными дорогами, но они очень хотят знать, как добиться успеха, как получить более высокое жалование, как быть здоровым ... Люди всегда заинтересованы в биографических рассказах, их интересует, как какой-либо банкир заработал миллион на недвижимости или как президент какой-либо корпорации прошел свой путь от рядового служащего до вершин власти и богатства» (2, с. 449-450). Все люди крайне интересуются боями и сражениями. Рассказ о том, как человек, занимающийся бизнесом, боролся против почти непреодолимых препятствий и победил, всегда является вдохновляющим и интересным.

Потрясающий факт обладает наибольшей притягательной силой. Поэтому, в начале выступления можно привести статистические данные, представленные в виде ярких образов, способных оживить цифры статистики и удивить слушателей, захватив, таким образом, их внимание.

Если оратор принадлежит к представителям определенной профессии (юрист, врач, инженер), он должен быть вдвойне осторожен, выступая перед людьми, не связанными с его профессией и сообщая им какие-либо необходимые подробности. Очень удобным приемом будет, если оратор выберет в своей аудитории наименее подготовленного с виду слушателя и постарается заинтересовать его своим выступлением. Этого можно добиться только путем ясного изложения фактов и четкой аргументации. Еще лучшим методом является концентрация оратора на мальчике или девочке, присутствующих вместе с родителями. «Скажите себе и скажите это громко Вашим слушателям, если этого хотите, что Вы постараетесь быть настолько ясным в своей речи, что даже ребенок сможет понять и запомнить Ваши объяснения по затронутому вопросу. И после выступления сможет повторить то, что Вы сказали» (2, с. 434).

При объяснении людям каких-либо идей, оратор должен помнить, что идея не всегда станет мгновенно понятной для всех только потому, что она стала понятной для него. Необходимо время для осознания новых мыслей и воображение человека должно быть сосредоточено на них. Нужно повторять идеи, но не одними и теми же словами, а при помощи новых фраз, имеющих то же содержание, но другую форму.

«Вам не удастся заставить людей какой-то вопрос, если Вы сами его не понимаете. Чем яснее Вы представляете его себе, тем понятнее Вы сможете изложить этот вопрос другим». Здесь последнее предложение является не более, чем повторением мысли, содержащейся в первом предложении. Однако, когда эти предложения произносятся, то у Вас не хватает времени заметить, что это повторение. Вы только чувствуете, что предмет беседы сделался более понятным» (2, с. 440).

Для придания еще большей четкости выражения своих мыслей оратор должен использовать общие категории и конкретные примеры. После сообщения идеи необходимо нарисовать яркий образ, иллюстрирующий идею и состоящий из конкретных человеческих (или иных, если речь не идет о людях) историй. Когда говорящий создает целую галерею образов, проходящих перед глазами слушателей. Только тогда его понимают в полной мере. Тот оратор, который использует туманные, банальные и бесцветные символы, заставляет аудиторию дремать. Кроме того, необходимо помнить о том, что людей интересует некая новая информация о давно известных явлениях. Поэтому, истории, которые Вы рассказываете, не должны быть совершенно новыми, так как это не всегда интересно, и абсолютно старыми, так как это всегда неинтересно и скучно.

Существуют приемы, позволяющие придать выступлению естественность, оживленность.

Во-первых, это акцентирование важных слов и подчинение им остальных. Такая расстановка акцентов углубляет понимание слушателями ораторской речи. Ведь в ней имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет огромное значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.

Во-вторых, необходимо менять тон голоса, то есть говорить с аудиторией, как с обычным человеком, беседовать с ней. Отсутствие динамики изменения тона голоса приводит к сухости, формализованности речи, и даже слова, создающие яркие образы, будучи произнесенными монотонно, теряют половину своей силы воздействия на людей.

В-третьих, нужно менять темп речи, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку. «Попробуйте произнести слова «тридцать миллионов долларов» быстро и небрежно, чтобы сумма показалась очень небольшой. А теперь скажите: «тридцать тысяч долларов» медленно, с чувством и скажите так, будто Вы потрясены огромностью этой суммы. Разве у Вас не получилось, что тридцать тысяч кажутся больше тридцати миллионов?» (2, с. 369).

В-четвертых, делайте паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание также, как и внезапный звук. «Своим молчанием, - говорил Киплинг, - ты будешь говорить». Никогда молчание не становится в такое мере золотом, как в тех случаях, когда оно разумно используется в речи. Это мощное орудие, слишком важное, чтобы им пренебрегать ... «(2, с. 370).

Кроме этого, паузы структурируют речь оратора, делят ее на предложения, помогают слушателям понять и глубже осознать то, что говорит выступающий. «Исходным пунктом исследования языкового процесса должно быть признано не слово, а предложение. Без предложения не может быть ни мысли, ни сообщения мысли другому. Предложение - это не только форма языка, но и форма деятельности. Посредством предложения мы не только мыслим, но и действуем. Значение в языке - скорее процесс мысли, выраженный предложением, а не готовое ратифицированное воплощение мысли» (4, с. 62).

Таким образом, шаг за шагом, выступающий выражает свои мысли, рисуя в сознании слушателей заранее выбранную им картину, придавая ходу их мыслей желаемое направление. И, рано или поздно, наступит время произнести слова, завершающие выступление.

В театре существует поговорка: «О мастерстве актеров можно судить по тому, как они выходят на сцену и как уходят с нее». Завершение выступления представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в умах слушателей., когда он уже закончит свою речь, и, видимо, их будут помнить дольше всего.

Поэтому, необходимо избегать ошибок, наиболее часто допускаемых ораторами в заключении своих речей.

Во-первых, не нужно акцентировать внимание слушателей на том, что выступление закончено. У них должно возникнуть естественное понимание, что вы подходите к концу, они не должны этого заметить. Достигается это тем, что концовка планируется заранее с особой тщательностью и в нескольких вариантах, ведь, когда оратор произносит речь, ее иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы она соответствовала реакции слушателей. Поэтому, было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок.

Второй ошибкой является «обрыв» выступления. Оратору не хватает плавности и умения завершать свою речь. Фактически у речи нет концовки: выступающий просто внезапно прекращает говорить и это наверняка произведет неприятное впечатление на аудиторию.

Одним из наиболее удачных советов для построения правильной концовки является создание резюме, состоящего из основных положений речи. «Сначала расскажите публике, что Вы собираетесь рассказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите ей о том, что Вы уже рассказали. Это следует делать, конечно, кратко, быстро, в виде резюме» (2, с. 417).

Также для концовки можно придумать комплимент слушателям, но такой способ заканчивать выступление должен быть искренним, чтобы быть эффективным. Здесь не может быть места грубой лести. Только объективное признание заслуг, окрашенное положительным отношением, позитивным настроем. Правильный комплимент должен вызвать гордость (в хорошем смысле этого слова) в сердцах слушателей.

«Когда Вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися» (2, с. 419). Это тоже вариант концовки выступления, и, если у оратора есть способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал и повод, этим нужно воспользоваться, так как «из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор» (2, с. 420).