Личностные парадигмы оратора

Несмотря на огромное развитие средств массовой информации, мы постоянно нуждаемся в живом личностном общении, стремимся к непосредственному контакту с говорящим - лектором, агитатором.

В процессе выступления, представленном как некая система управления, активным, управляющим звеном, которое в итоге определяет состояние всей системы, является оратор. В связи со значимостью фигуры оратора в процессе произнесения ораторской речи, мы рассмотрим в данной работе, какими основными качествами должен обладать оратор, чтобы выполнить назначение - передать знание, убедить, оказать воспитательное воздействие. На любом этапе своей деятельности в общении с людьми он выступает не просто как говорящий субъект, а как личность в сложнейшей совокупности духовных, социальных и физических качеств, так или иначе объективно влияющих не только на ход, но и исход ораторской речи.

Этос, понятие, связь риторики с этикой

На результат выступления оратора влияет оценочное отношение слушателей к его личности. Это отношение - весьма широкая социально-психологическая категория, включающая весь опыт аудитории. Так выступление крупного общественного деятеля, выдающегося ученого, человека с интересной биографией всегда увеличивает аудиторию, обостряет интерес публики. Это обстоятельство было замечено еще в древнем мире. По мнению Аристотеля, оценочное отношение к оратору (этос) наряду с качествами речи и настроением аудитории является одной из важнейших категорий в теории красноречия.

Согласно данным современной психологии этот феномен можно отнести к явлению социальной установки - как разновидности неосознанного отражения, регулятора поведения личности. Позитивная установка по отношению к оратору усиливает воздействие его речи, тогда как негативная может резко ослабить впечатление. В своей структуре установка объединяет элементы эмоционального и рационального отношения к личности при ведущей роли эмоционального начала. Именно этим, прежде всего, определяется удивительная легкость ее возникновения (неправильное произношение слов, небрежность речи могут быстро вызвать антипатию к оратору). Социальная установка в первую очередь определяется авторитетом оратора, т. е. его положением в обществе, знаниями, опытом, известностью. Авторитет - важный фактор внушения, когда критическая реакция заменяется встречной активностью. Сущностью авторитета является своеобразный перенос признания заслуг определенного лица на безоговорочное признание истинности высказываемых им суждений.

Логос, понятие, связь риторики с логикой

Безупречная логичность, четкая композиционная структура - один из главных признаков хорошей лекции, доклада, беседы. Чем логичнее речь и стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждающее воздействие сказанного. Это естественно, так как законы логики, то есть правильного мышления, отражают объективную истину, многовековую человеческую практику. Большая или меньшая логичность есть свойство нашего сознания. Когда человек в процессе воспитания и обучения вырабатывает способность мыслить и говорить, в его сознании запечатлеваются некие логические эталоны, модели, возникает определенный логический настрой. И если логика оратора соответствует этим логическим моделям, звучит в лад с нашим логическим настроением, мы соглашаемся с оратором, признаем истинность и обоснованность его суждений. Более того, стройная логика речи сама по себе может вызвать положительную эмоцию, удовлетворение, восхищение. Нарушение в речи логических законов и норм гораздо опаснее, чем, скажем, нарушение норм произношения или ударения. Аудитория может простить оратору оговорку, но никогда не простит нелогичности, бессвязности, противоречивости излагаемых мыслей. Цель логики рассуждения - поиск нового знания, выведение одних знаний из других. Здесь логика выступает как орудие познания. Цель логики изложения - доведение известной истины до конкретной аудитории, убеждение или побуждение ее к определенному действию.

Логика выполняет в ораторской речи несколько функций: логико-композиционное членение и развертывание речи в соответствии с требованиями логических законов, логическая операция доказательства, логические закономерности публичного спора.

Пафос, понятие, связь риторики с психологией

Рассмотрим такое понятие, как связь риторики с психологией, выделим аспекты, которые относятся к средствам речевого эмоционального воздействия.

Прием адресации - способ отражения в речи наличия лица, к которому обращена речь (обращение, выражение авторской оценки).

Термины оценочного характера - в которых имеется потенциальная оценочность за счет входящих в них слов оценочного значения.

Точность словоупотребления, когда оратор привлекает внимание суда к важным, с его точки зрения, явлениям.

Прием внутреннего диалога, чтобы раскрыть точку зрения того, о ком идет речь или потенциальную точку зрения слушателей.

Риторический вопрос, который в экспрессивной форме несет определенную (утвердительную или отрицательную) информацию.

Использование иронии, метафор, сравнения, парономазии (преднамеренное столкновение паронимов в одном высказывании с целью оттенить, выделить различия между понятиями), инверсии, повторов.

При использовании изобразительно-выразительных средств для воздействия на слушателя, стремятся применять аргументацию: антонимию, градацию, парцелляцию, анафору и т.д.

Все перечисленные способы воздействия на сознание слушателя, а также интонационно-выразительные средства, в том числе правильное произношение, благозвучие, верное ударение помогают выделить в речи наиболее значимые места, подчеркнуть мнение автора и, в конечном итоге, добиться поставленной цели - непосредственного убеждения слушателя.

Сила воздействия устной речи заключается в ее проникновенности, эмоциональной напряженности, способности передать тончайшие оттенки мысли и чувства, что часто не под силу печатному слову.

Непосредственный контакт между говорящим и аудиторией, отчетливое проявление личностных качеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию - важнейшие отличительные особенности и преимущества живого общения.

В речи оратора проявляются такие важные характеристики и связи, как:

связь риторики с этикой;

связь риторики с логикой;

связь риторики с психологией.

Изучение этих понятий дает нам возможность определить, на какие компоненты ораторской речи следует направить наиболее пристальное внимание, чтобы речь была правильно воспринята слушателями.