Декарт, Гассенди

Эти люди олицетворяют образ науки и формируют три основных метода: экспеpиментально-индуктивный - эмпирический метод (Бэкон), гипотетически-дедуктивный (Галилей), аксиоматико-дедуктивный метод (Паскаль, далее Декарт - рациональный метод), Пьер Гассенди.

Декарт. Обосновывает ущербность эмпирического метода: чувства могут быть обманчивы (что вдалеке кажется большим, вблизи кажется маленьким), отсутствие достаточной линии размежевания между иллюзиями и явью. Рацио - человеческий разум. Методологический принцип сомнений - «сомневайся во всем». В чем сомневаться? в органах чувств (полка, опущенная в воду, кажется сломанной), в некоторых понятиях (кентавр - его никто не видел, но понятие существует), можем сомневаться и в идее бога (а стоит ли за этим бог? может это дьявол посылает нам ложные идеи). Сомневаться нельзя в своем собственном мышлении: «мыслю, следовательно существую». Сомнение есть атрибут мышления. Каждый может обратиться внутрь себя, посомневаться и определить, что он мыслит. Рационалистический метод Декарта (см. далее). Три вида идей: 1. чувственные (на основе опыта, ощущений), 2. Определенного рода обобщения. 3. Врожденные идеи.

Принцип дуализма: равнозначность духовной и материальной субстанции. Бог Декарта это сверхсовершенная сущность, противостоящая сомневающемуся человеку. Бог - очевидная истин, присутствующая в сознании человека. Идея бога является врожденной. Онтологические доказательства существования бога: 1. Человек может понять свою ограниченность и противопоставить ей неограниченность другого создания, поэтому должен быть бог. 2. Не имея идею о всемогущего существа, нельзя иметь идею об атрибутах существования. Залогом истинности очевидных понятий выступает бог. Бог не может обмануть, иначе он был бы не богом, а обманщиком. Декарт оставляет человеку свободу выбора в вопросах духовности. Декарт не мог разрешить как взаимодействует тело и душа (дуализм). Тело (материя, протяженность) и душа (не обладает протяженностью) существуют и могут оказывать друг на друга воздействие (но не всегда). В здоровом теле здоровый дух. Можно закалять себя. Все, что с человеком происходит, происходит по воле бога. Теория синхронизированных часов взаимодействия тела и души - когда одни бьют час, то и на других час. Когда я хочу поднять руку, я поднимаю ее. Это два синхронизированных импульса (причинно-следственной связи нет). Синхронизирует бог.

Бесконечность делимость - непрерывность (континуализм), передача взаимодействия через контакт - нет абсолютной пустоты (пустота уже не может быть причиной движения). Объяснение движения - теория вихрей (материя как соломинка в круговороте воды). Вся природа может быть сведена к материальным взаимодействиям механистического типа. Бог является первотолчком в мире материи. Существует жесткая причино-следственная связь (связь близкоедйствия). Отрицал дальнодействие. Мир - перемещение частиц в пространстве и во времени. Человек - машина. И растения и животные относятся к материальному миру. Это попытка вытеснить органицизм (космос как единый организм, все живое и может чувствовать). Принцип инерции, прнцип сохранения импульса. Тот импульс, который дал бог, сохраняется до конца. Ввел понятие корпускул - частиц тела, обладающих всеми его свойствами.

Пьер Гассенди. Критика Декарта. 1. Он против введения понятий очевидных истин, то, что очевидно одному, не очевидно другому. 2. Декарт вначале постулирует существование Я, а потом это доказывает («я мыслю, следовательно я существую»). 3. Против континуализма. Считает, что есть атомы и есть пустота. Пустота - причина движения атомов. Случайность - следствие неосведомленности. Атомы - единственное, что возможно в этом мире. Их движение обусловливает все и вся. Сенсуализм - приоритет чувственного познания. Любая посылк - результат опыта и эксперимента. «Нет нисего в разуме, того чего не было бы в чувствах». Понятие молекул: атомы существуют в связанном виде. Атомы качественно однообразны, обладают только формой. Молекулами определяется чем является данная вещь. Дискретность мира.