Посидоний

ПОСИДОНИЙ (ок. 135-51 до н. э.) - древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои, глава школы на о. Родос; учитель Цицерона. Соединил стоицизм с платонизмом. Сочинения охватывали все области знания и дали завершающую форму античной натурфилософии, оказав всеобъемлющее воздействие на позднеантичную философию.

По воззрениям Посидония, построение этики зависит от правильного понимания способностей души. Низшая способность означает стремление к наслаждению, вторая — к господству и обладанию, третья, разумная — к нравственной красоте. Семя зла находится в душе человека, ответственность лежит только на нём, а не на внешних обстоятельствах. Главная задача этики — нравственное воспитание.

Конечная цель человека — жить, созерцая истину и стремясь к тому, чтобы ничего не делать по велению неразумного начала души.

Нравственный идеал человека заключается в продвижении; для продвигающегося воспитание тождественно упражнению.

Сочинения Посидония сохранились, к большому сожалению, лишь во фрагментах, подавляющая часть которых не может быть отнесена к определённым трактатам.

Известно о следующих сочинениях Посидония: О критерии, Об общих основах исследования против Гермагора, Против Зенона Сидонского, Сравнение мнений Гомера и Арата об астрономии, Физика, О мире, О богах, Основы метеорологики, О небесных явлениях, О судьбе, О героях и демонах, О гадании, О величине солнца, Об океане, Перипл, О душе, О страстях, О гневе, Этическое рассуждение, О добродетелях, О надлежащем, История, История Помпея, Протрептики, Тактика.

Литература

  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 5: Ранний эллинизм. М.: АСТ, Фолио, 2000. С. 805—859.
  • Столяров А. А. Посидоний из Апамеи. В кн.: Античная философия: энциклопедический словарь. Под ред. М. А. Солоповой. М.: Прогресс-Традиция, 2008. C. 607—613.
  • Тевзадзе Г. В. Универсальный синтез Посидония. Труды Тбилисского университета, 292, 1989, с. 172—175.
  • Kidd I. G., Edelstein L. Posidonius. V. I—III. Cambridge University Press, 1972—1999.