Философское понимание информации

Информация существует вне нашего сознания, она может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула.

Информация нематериальна, также как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция. Информация - это отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

С материальной точки зрения информация — порядок следования объектов материального мира.

  • Порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией.
  • Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией.
  • Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией.
  • Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией.
  • Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией
  • и т. д. и т. п.

Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.

Необходимые условия:

  1. Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.
  2. Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.
  3. Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.
  4. Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге — это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.

Достаточное условие одно:
Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т. д.

Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и тп.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.

С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа — это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных.

Чем бы мы не выражали информацию — изменяется только базис, а не инвариант.

Работа с информацией связана с преобразованиями:

  • запись информации — формирование структуры материи и модуляции потоков путём взаимодействия инструмента с носителем;
  • хранение — стабильность структуры (квазистатика) и модуляции (квазидинамика);
  • чтение (изучение) — взаимодействие зонда (инструмента, преобразователя, детектора) с субстратом или потоком материи.

Системология рассматривает информацию через связь с другими основаниями:

I=S/F[MṿRṿT]

где: I — информация; S — системность мироздания; F — функциональная связь; M — материя; ṿ — (v подчёркнутое) знак великого объединения (системности, единства оснований); R — пространство; T — Время.

Виды информации

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

  • по истинности
    • истинная информация
    • и ложная информация
  • по способу восприятия
    • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
    • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
    • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
    • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
    • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
  • по форме представления
    • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
    • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
    • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
    • Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
  • по назначению
    • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
    • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
    • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
    • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
  • по значению
    • Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
    • Достоверная — информация, полученная без искажений.
    • Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
    • Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
    • Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.