Правители в сатире

Карлейль говорил, что "верховная власть - это лицедейство, это шутовство", но, добавим - шутовство кровавое. Независимо от каждой конкретной личности, сидящей на троне, народ смеялся над властью. Цари, короли, императоры хоть и считались наместниками Бога на земле, но часто выступали комическими персонажами фольклора. Будь то европейское карнавальное действо или русская народная картинка, где носители верховной власти представали в неприглядном виде, осмеивались их деяния и атрибуты. Это приближало их к народу, делало понятным.

Другое дело - карикатура профессиональная, цель которой - злая сатира. В России ей не было места вплоть до 1905 года, когда словно прорвало какой-то заслон и общество почувствовало мощь изобразительной критики, которая, впрочем, была тут же прикрыта, и власть вновь обрела уверенность в своих силах. Но, к слову сказать, русским монархам все-же доставалось, правда от иностранных карикатуристов, которые особенно не церемонились. Они не щадили и своих правителей. В Англии король Георг III и его супруга почувствовали сатирические стрелы Д. Гилрея уже в начале своего правления. Великая французская революция открыла эпоху антикоролевской - антиимператорской сатирической графики против Людовика XVI и Марии Антуанетты после бегства в 1791 году. Пиком же ее стала деятельность Наполеона - фигуры, которой отдали дань карикатуристы почти всех стран Европы. Д. Гилрей, Т. Роуландсон, Д. Крукшенк смеялись над его политикой, армией, личной жизнью. В 1830 г. Карл X удостоился карикатуры А.-Г. Декана "Монарх-столб", на которой король был изображен в виде воткнутого в землю столба, украшенного атрибутами верховной власти.

Если вернуться к российским самодержцам, то каждый из них в той или иной мере имел отношение к карикатуре. Петр I - длинный с маленькой головкой и смешными усами - был ходячей карикатурой. Его деяния нашли отражение в русском сатирическом лубке.

Екатерина II, тревожившая Европу своими мечтаниями, изображалась на пару с чертом, который преподносит ей Константинополь и Варшаву. В самой России она пресекла на корню всякие критические поползновения. Например, в пику журналам Н. Новикова "Трутень" и "Пустомеля" выпустила "Всякую всячину", где сатирики клеймились как люди немилосердные и бессердечные. Она же способствовала выпуску летучих сатирических листков о пользе оспопрививания.

Деятельность Павла I, его фигура - идеальная мишень для карикатуриста. Кончина же его была, увы, уже из области "черного юмора". Николаю I больше, чем кому бы то из царей, досталось от англичан. Николай II стал героем карикатур уже не только европейских сатириков (особенно потрудились сотрудники "Веселого Якоба" в период первой русской революции), но и отечественных, которые печатали их в многочисленных журналах, скрываясь под псевдонимами. К 1916 г. относится не опубликованная серия Д. Моора "История одного царствования". После 1917 г. мимо фигуры Николая не прошел ни один советский политический карикатурист. В 1918-1919 г.г. М. Черемных создал цикл из 60 рисунков "Откуда пошли на Руси цари, попы да помещики".

Источник - www.soros.karelia.ru/projects/1998/dmoskin/30/30.htm