Огонь в мифологии

В мифологии огонь представляется в самых различных образах. Наибольшее количество мифов о символе и образе огня собрал Дж. Фрэзэр. В своей "Золотой ветви" он с различных точек зрения истолковывает праздники огня. Например, "Солярная теория праздников огня" (т.е. огонь как солнечный свет, как жизнь), "Очистительная теория праздников огня" и т.п.

В мифологической энциклопедии указывается, что "олицетворение огня и культ его несомненно вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонб как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи" .

Символ огня как символ жизни, как символ могущества представлен практически во всех мифологических системах. Образ Прометея в греческой мифологии - наиболее яркий пример того.

Итак, как видим символ огня имеет большое значение в мифологии различных народов. С огнем связаны большое количество ритуалов (жертвоприношение, погребение, проводы зимы и т.п.).

В различных религиях множество культов, связанных с огнем. Например, в зороастризме с "выход на передний план культа Митры в качестве своего рода alter ego Ахура-Мазды сыграл немалую роль в том, что зороастризм уже на рубеже нашей эры был, прежде всего, связан с почитанием солнца и огня, с культом света и сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что далеко не случайно их стали именовать огнепоклонниками. Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны" .

В "Ведах" - синтезе религиозных учений протоиндийцев очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни, бог Огня - как жертвенного пламени, так и домашнего очага. Агни считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, кем-то вроде посредника между землей и небом, людьми и богами. Молодой благожелательный Агни был всеми любим. Почти 200 гимнов Ригведы посвящены этому богу.

Обращаясь к символу огня в мировых религиях по мнению С. Васильева, "есть основания считать, что именно из индо-иранских и даже в первую очередь ирано-зороастрийских представлений была впоследствии заимствована и концепция ада в Новом завете, которая оказалась у христиан весьма связанной со стихией огня - той самой стихией зороастрийцев, что призвана была одолевать всякую нечисть. И хотя у зороастрийцев огонь не должен был оскверняться соприкосновением с нечистью, в том числе с трупами, у христиан, а позже и в исламе ад - это прежде всего геенна огненная, поджаривание и т. п" .
Как видим, в основных религиозных учениях, огонь - очистительная сила, символ уничтожения скверны, нечисти.

В философии трактовка образа огня приобретает различные значения и символы. В древнегреческой философии этой стихии придавалось особенное значение. Некоторые представители милетской школы считали огонь - первоначалом всего сущего (натурфилософия).