admin

Основатель - Мартин Лютер

Мартин Лютер - основатель евангелически-лютеранской церкви - родился 10 ноября 1483 г. в городе Эйслебен. Его отец - Ганс Людер (Лютер - это псевдоним Мартина) был старшим в крестьянской семье. Согласно обычаю того времени земля податного крестьянина не делилась, а переходила в руки младшего из сыновей. Ганс Людер, оказавшись безземельным, стал рудокопом и прожил нелегкую жизнь. В своем сыне Мартине он воспитал волю, упорство, трезвую рассудительность. От матери - Маргарет Линдеман - Мартин унаследовал музыкально-поэтические способности. Восемнадцатилетний Мартин поступил в Эр-фуртский университет. А в 1505 г. он стал монахом Августинского монастыря. После того, как Лютер принял священство, его пригласили читать лекции в Виттенбергском университете. Все эти годы Лютер не просто много работал, изучал Священное писание, он упорно стремился собственными делами - постом, строгим образом жизни - получить прощение грехов, обрести мир с Богом. Однако покоя не находил. Однажды в состоянии отчаяния он обратился к Библии и в фразе из Посланий к римлянам (1.17):

"Праведный верою жив будет" - увидел ключ к решению своих сомнений. Поверил, что спасение человека исходит через личную веру. Эта идея легла в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 т е з и-с о в. Они начертаны на северных дверях Замковой церкви Вит-тенберга.

Вот некоторые из этих тезисов:

• Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.

• Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние - длительный процесс, а не однократное действие).

• Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава... (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может).

• Каноны покаяния (то есть постановления о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся) устанавливаются для живых, а не для мертвых. (Здесь и в нескольких последующих тезисах отвергается власть папы над чистилищем).

• Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех., кто приобретает индульгенции для себя и для находящихся в чистилище душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты.

(В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания").

• Истинное, подлинное сокровище церкви есть святейшее Евангелие славы и благодати Божией. (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны доставаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией.)

• Истинный христианин томится желанием последовать за страстотерпцем Христом, Не в разрешительной грамоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению. Таковы тезисы, обнародованные 31 октября 1517 г., и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.