Образ огня в русской поэзии конца XIX века

Образ огня в русской поэзии конца XIX века на примере произведениях русских поэтов конца 19 века й Ф.И. Тютчева и символистов

Для анализа образа огня в произведениях русских поэтов нами были отобраны Ф.И. Тютчев и произведения символистов (В. Брюсов, К. Бальмонт), которые творили практически на рубеже веков.

В произведениях Ф.И. Тютчева образ огня предстает в реалистичной форме и служит для метафоризации, для придания дополнительных красок описанию природы.

Реалистичная образ огня как пожарища представлен в одноименном произведении поэта:

Лишь украдкой, лишь местамн,
Словно красный зверь какой,
Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!

Как метафору можно привести пример из стихотворения "Гус на костре". Здесь автор реалистичный огонь, который стал свидетелем бесчеловечного отношения к мысли, представляет метафорой:

И на костре, как жертва пред закланьем,
Вам праведник великий предстоит:
Уже обвеян огненным сияньем,
Он молится - и голос не дрожит...

"Огненное сиянье" в данном отрывке - это не свет огня, а своеобразный ореол, нимб страдальца.

Использования образа огня как определенного цвета - наиболее частое явление для поэзии Ф.И. Тютчева 60-70-х годов. Например:

Душа живая, он необоримо
Всегда себе был верен и везде
Живое пламя, часто не без дыма
Горевшее в удушливой среде...

Определенно можно сказать еще об образе огня, который дарит свет. Ранние романтические произведения - стихи в прозе - М. Горького наиболее ярко определяют огонь как символ самопожертвования ради других и т.п. (например, поэтичный и аллегоричный образ Данко).

Как видим, для русской поэзии 19 века, если не брать символистов конца века, образ огня представлен достаточно скудно - это символ "жара в груди", придания цвета-метафоры и т.п. Для примера нами был взят именно Ф.И. Тютчев, поэзию которого отличает национальный колорит с русским космизмом, и который как бы предвещает произведения Вл. Соловьева и символистов.

Символисты конца 19 века из образа огня создали символ, который имеет невероятную многозначность. Это многозначность такого широкого символа можно считать одной из важнейших особенностей русской поэзии за тридцать лет, начиная с последнего десятилетия 19 века.

Символисты извлекают символы из действительности: огонь, свет, роза, храм и т.д.

Символисты относятся иронически к действительности. Мережковский считал, что мир земной ничего не отражает.

Символисты сталкиваются с проблемой личности в этом земном мире. Они углубляют внутренний мир человека. Есть два плана существования личности, которые постоянно пересекаются:

микрокосм личности;
- макрокосм бытия;

Важным является путь восхождения от макрокосма к микрокосму.

По Соловьеву, земная жизнь - лишь отсвет, искаженное представление бытия. Постичь высший мир можно верой, через религию. Соловьев высказывает это в работе "Идеи и смысл богочеловечества". Он считал, что наступит время разрешения проблем, восторжествует справедливость. Так возникает его понятие соборности - объединение всех вер и религий. Соборность - это еще и соединение веры и культуры" .
Опираясь на эти теоретические положения, рассмотрим отдельных представителей русского символизма и образ огня в их творчестве.

Валерий Брюсов - поэт "холода". Анализ его произведений показывает, что он словно избегает образа и символа огня. Один из родоначальников русского символизма, Брюсов чаще обращается к символам водной стихии, к заре и т.п.

Достаточно редкие случаи, когда один из родоначальников символизма прибегает к образу огня, служит для создания определенного оксюморона. Например:

За гранью страданий
Есть новые дни.
- Над морем в тумане
Сверкнули огни.

Здесь поэт противопоставляет стихию огня воде.

В произведениях Андрея Белого, который творил уже на рубеже, образ огня повторяет традиции русской поэзии, которая воспринимает огонь именно как очистительную силу. Например, в стихотворении "Брюсову" А. Белый пишет:

В венце огня над царством скуки,
Над временем вознесены -
застывший маг, сложивший руки,
пророк безвременной весны.

Необходимо отметить, что А. Белый часто использует образ-символ огня в традиционной для русской поэзии 19 века для создании метафоры:

Венок возложил я, любя,
из роз - и он вспыхнул огнями.
И вот я смотрю на тебя,
смотрю, зачарованный снами.

В данном случае у А. Белого образ огня передает силу его любовного влечения. Также традиционно этот образ возникает при описании природы, в котором краски уже предстают символами:

А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.

Вообще, символизм магичен, и огонь является элементом магического. И этот образ у символистов проявился не в поэзии, а скорее в музыке. А.Н. Скрябин, увлекшись идеей художественного синтеза, в свои последние симфонические произведения ввел словесные тексты, а в симфоническую "поэму огня" "Прометей" - цветовую игру. И в своей книге Бальмонт, которая носит название "Светозвук в природе и световая симфония Скрябина", которое то и дело оправдывается смыслом рассуждений автора: "Огонь есть свечение и Огонь есть звучание".

В таком контексте образ огня у символистов не отходит от христианского символа очищения с элементами мистического видения.

Русская поэзия конца 19 - начала 20 столетий отличается своей метафоричностью. И, конечно же, в изображение цвета образ огня не мог не присутствовать. Эта метафора, которая началась еще с пушкинской поры, занимает большое место в выразительных средствах русского языка.

Итак, в русской поэзии образ-символ огня раскрывается на основе канонов, принятых в европейской мифологии и христианстве. С одной стороны - это символ очищения, с другой - свет. В этом отношении интересно проследит дальнейшее развитие образа огня в начале ХХ века, когда наряду с традиционными значениями, появился зловещий огонь против старого мира - "мировой пожар раздуем" и т.п.
Как указывается в учебнике Л.А. Смирновой, посвященному литературе начала ХХ века, "в литературе тех лет вообще был распространен символ огня, сжигающего старую жизнь. Правда, чаще он был сопряжен со стихийными выступлениями крестьянских масс - местью мужиков, сжигающих помещичьи усадьбы" .

Образ огня представлен, с одной стороны, мифологическим символом как очаг, тепло, солнце, жизнь. С другой стороны, символ огня как очищение, как геенна огненная для грешников. Это христианское понимание символа огня.