Гипноз и внушаемость

Внушаемость можно усилить, если сеанс проводить во время сна. Во время сеанса тихим голосом, который затем постепенно усиливается, произносятся слова внушения. Вероятно, в древности этот способ внушения использовался во время сна в храме.

Некоторые психотерапевты применяют снотворные средства, дают их испытуемым перед сеансом, чтобы облегчить процесс засыпания и внушения. Известно, что сонный человек более восприимчив к внушению. Однако этот прием невольно вызывает сомнения в способностях гипнотизера.

В восточных религиях широко используются ароматические палочки, которые, медленно сгорая, источают приятный запах ароматических смол (напоминает кадило в православных церковных ритуалах). Это один из способов создания фонового настроения. Известно, что центр в коре головного мозга, «отвечающий» за различение запахов, является частью лимбической системы, связанной с настроениями и эмоциями. Поэтому не случайно хорошие духи способны создать особую обстановку, поднимать настроение. Более того, этот более-менее постоянный легкий раздражитель одного из анализаторов (способ, используемый при применении второй методики введения в гипноз), как и некоторые другие ароматические соединения, может оказывать химико-медикаментозное воздействие со снотворным эффектом.

В международном журнале экспериментального и клинического гипноза, издаваемом в Филадельфии, описан способ введения в состояние гипноза с помощью использования гипервентиляции (глубокого дыхания). Изменение парциального давления СО в крови, которое появляется через 3-5 минут после интенсивного дыхания, сопровождается изменением возбудимости нервной системы, и это облегчает процесс гипнотизирования.

После введения в состояние гипноза начинается лечебное внушение с целью устранения определенных симптомов и переживаний и улучшения самочувствия. В свое время профессор Чолаков создал так называемый метод гипнотического транса пациенту предлагалось вновь пережить события, которые послужили причиной его болезни. По существу этот процесс представляет собой гипнотически заданную исповедь. Хорошо известно, что неоднократно пережитое событие постепенно теряет свою яркость, в то время как подавленное, неотреагированное, эту яркость сохраняет. В таком случае действует психологический механизм успокоения, вызываемый душевным откровением. Аналогичное воздействие оказывает и церковная исповедь. Хотя согласие больного на такую процедуру предварительно берется, многие из больных говорят об интимной сфере более подробно, чем они это предполагали. В результате их психика травмируется еще больше. Поэтому к подобным сеансам следует прибегать лишь в крайних случаях.