Признаки и роль СМИ

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д. Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

СМИ имеют следующие признаки:

  • массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I О средствах массовой информации СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

  • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
  • радио-,
  • теле-,
  • видеопрограмма,
  • кинохроникальная программа,
  • иная форма периодического распространения массовой информации.

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

Лариса Федотова: Общественное мнение и журналистика

Public opinion and journalism

В учебном пособии рассматриваются взаимосвязи журналистики и общественного мнения.

Журналистика здесь понимается как структура, процесс, профессиональная деятельность по сбору, переработке, оформлению по определенным стандартам, передаче общественно значимой информации в социуме для решения определенных задач в дистанционном режиме на регулярной основе.

Общественное мнение - это конгломерат мнений, интересов, пристрастий, симпатий и антипатий, отношений, поведенческих моделей в обществе. Этим объясняется взаимный интерес: журналистики - к общественному мнению, поскольку этот мир мнений свидетельствует о социуме; общественного мнения - к журналистике, потому что структуры по изучению общественного мнения работают для снабжения общества этой информацией. Сам процесс изучения общественного мнения, методический аппарат опросов является профессиональным знанием. И журналисты тоже должны им обладать.

Юрий Щекочихин: Три эпохи российской журналистики

В книгу вошли статьи, опубликованные в трех газетах, в которых работал Юрий Щекочихин, - "Комсомольской правде" 1970-х, "Литературной газете" 1980-х - середины 90-х, и "Новой газете" конца XX и начала XXI века. Три издания, продолжавшие лучшие традиции отечественной журналистики, три эпохи движения общественной мысли, три команды очень разных людей, сумевших в разных, и всякий раз по-своему непростых, условиях утверждать основные принципы честной, отважной и ответственной журналистики, независимого расследования, меткого и точного слова. 

Это книга о самой недавней нашей истории, о профессии, о личном выборе, о профессиональном долге. 

В сборник вошли знаменитые статьи, ставшие событиями в жизни журналистики и общества. "Лев прыгнул" - первая публикация, в которой говорилось о существовании организованной преступности в СССР, "За Родину?! За мафию!" - о скрытых пружинах чеченской войны, заметки из цикла "Рабы ГБ" - о стукачах. И в то же время совсем небольшие заметки о происходящем в России и мире.