Теория свиты, делающей короля

Свои обстоятельства предлагает и третья концепция - с условным названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или иная политическая группа ищет подходящего для себя вождя. Найдя нужную фигуру, эта группа «делает» из нее (конституирует* -создает) своего лидера. Одновременно конституенты становятся его идейными последователями, приверженцами и организуют ему поддержку «в народе». Подобный лидер может оказаться марионеткой** в руках своего окружения.

Суть теории «свиты, делающей короля» в том, что лидерами не становятся самостоятельно. «Нужного» лидера ищут, находят, «сажают на трон» и поддерживают его «создатели» и приверженцы.

Психоаналитическое объяснение лидерства.

Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ - это особый метод психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856-1939) и выросший затем в целое психологическое учение. По Фрейду,

*Конституировать (от лат. constitutio - построение, установление, устройство) - назначать (какой-либо орган, структуру и т. п.); подводить под что-либо законодательную базу, делать легитимным. Конституент - создатель, основатель, учредитель; тот, кто осуществляет конституирование.

**Марионетка (от франц. marionnette - первоначально: название небольших фигурок, изображавших деву Марию в средневековом кукольном представлении) - 1) театральная кукла; 2) лицо, государство, правительство, являющееся послушным орудием в чужих руках.

***Либидо (от лат. libido - влечение, желание, страсть): у Фрейда - энергия сексуальных влечений; у швейцарского психолога Карла Юнга (1875-1961) психическая реакция вообще. (Последователи Фрейда все более отказывались от «сексуального акцента» в определении стимулов активности людей).

людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения сексуального характера, прежде всего (либидо***). Именно они являются движущей силой социальных действий и всей творческой активности людей. При этом «дурные» бессознательные секс импульсы постоянно конфликтуют с «совестливым»

сознанием человека, ввергая его в состояние психической напряженности и «борьбы» с обществом и самим собой. Когда же индивиду удается переключить свою «запретную» сексуальную озабоченность на «нормальное» (приемлемое для общества) дело, из него часто получается весьма активный и творческий деятель - художник, писатель, политик и т.д.

Таким образом, политическими лидерами, согласно данной концепции, становятся люди, подавившие свое либидо, и компенсировавшие эту «потерю» активной лидерской деятельностью. Однако власть в их руках может приобрести извращенные, крайне деспотические и даже садистские формы: жестокое полновластие над другими людьми доставляет им особое наслаждение и заглушает преследующие их психосексуальные «комплексы».

В заключение и здесь нельзя не оговориться, что рассмотренные теоретические обоснования лидерства в реальной жизни тесно переплетены да к тому же не исчерпывают всего многообразия путей человека к власти. Это подтверждает и нижеследующая типология политических лидеров.