Сущность инфляции, формы ее проявления и методы

Основные требования закона денежного обращения сводиться к сбалансированности денежной и товарной массы в обращении при данной скорости обращения денег. Если закон денежного обращения нарушен и денежная масса не соответствует потребностям товарного обращения, происходит нарушение устойчивости денег, изменение их покупательной способности.

Под устойчивостью денег понимается стабильность покупательной способности и стабильность валютного курса.

Покупательная способность денег определяется количеством стоимостей товаров, которые можно купить за конкретную денежную единицу. Следовательно, ее показателем являются товарные цены. Если цены на товары и услуги стабильны, покупательная способность тоже стабильна. Если цены растут, она падает, и наоборот.

Чем же обеспечивается устойчивость денег? Каков ее механизм?

Деньги имеют товарное обеспечение, которое определяется соответствием покупательного фонда и покупательного спроса населения. Только при этих условиях каждый рубль будет покрыт товарной массой.

Покупательный фонд - количество товаров и услуг, направленное на покрытие доходов населения. Если его объем соответствует объему и структуре покупательного спроса населения, говорят об истинной товарной обеспеченности денег.

Покупательный фонд - часть доходов населения, идущая на покупку товаров и оплату услуг.

Термин «инфляция» происходит от латинского inflatie, что означает «вздутие». Инфляция - это переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесцениванием в результате повышения цен на товары и услуги, падением покупательной способности денег.

Инфляция - это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесцениванию денег.

Первопричина инфляции - диспропорции между различными сферами народного хозяйства, накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы инфляции.

Среди внутренних следует выделить денежные и не денежные. К неденежным факторам инфляции относятся: факторы связанные с нарушением диспропорции хозяйства, затратным механизмом производства государственной экономической политикой: налоговой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и тд.

К денежным - дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, методы правительства на поддержание курса рубля и тд.

Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный); валютная политика государства, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты. Т. О. инфляция - это проявление диспропорции в развитии общественного производства, которое обусловлено нарушением закона денежного обращения.

Формы проявления инфляции:

рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию денег, снижению их покупательной способности;

понижению курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;

увеличением цены золота, выраженной в национальной денежной единицы.

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:

ползучую, при ежегодных темпах прироста цен 3 - 4 %. Такая инфляция присуща для развитых страi;

галопирующую, при ежегодных темпах прироста цен на 10 - 50%. Такая инфляция присуща развивающим странам;

гиперинфляция, при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

В зависимости от причин, порождающих инфляцию различают два ее типа: инфляция спроса и инфляция издержек производства.

Инфляция спроса традиционно возникает при избыточном спросе и обусловлена «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен и в условиях недостаточно эластичного производства, способного достаточно быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий возможности производства, вызывает повышение цен.