Идея творческой эволюции в философии Анри Бергсона

(+инстинкт, интеллект, интуиция)

Анpи Бергсон. Попытался опереться на биологию. Проблему жизни наука решить не может. Клеточка жизни является жизненным порывом. Оформляет идею интуитивизма. Интуиция противоположна науке. Интуицмя как некоторая симпатия, не анализ, а вживание. Интуиция охватывает длительность, вpемя. Этот фактор времени отделяет жизнь от нежизни. Вpемя умерщвляется в науке. За показатель времени принимается символ - циферблат. Вpемя в науке функция настоящего, направленная в прошлое или будущее. Метод науки кинематографичный. Наука пытается создать иллюзию времени, кадры статичны, но быстро переключаются. Внутрь настоящего можно ввести мистическую интуицию, это вpемя переживается человеком. Вpемя летит иногда быстро, иногда нет. Творческая эволюция (онтологическая эволюция). Время - решающий элемент эволюции и всего мира.

Он не разделяет сознание и материю, делает их продуктами некоторого состояния; в основе мира, человека лежит творческий порыв. Развитие творческого порыва во времени приводит к образованию всего окружающего мира. Жизнь развивается по двум направлениям: растения и животные. Творческий порыв делится на животных и людей. Это разные решения приспособления к жизни. Человек к тому же хочет еще и интуицию. Жизнь идет сразу во всех направлениях. Материя - то, что выпадает в осадок, дух рвется вперед. Эволюция - прорыв творческого импульса, который обрастает материей. Творческое начало разворачивается одновременно в 1. растительный мир, 2. животный мир и 3. мир людей. В основе рациональной деятельности человека лежит инстинктивная деятельность. Животные действуют на основе инстинктивной деятельности. То что у животных инстинкт, у человека выступает как интуиция, но она подавляется рациональной деятельностью. Это неправильно, т. к. это равноправные способы познать одно и то же.