История волхвов

История волхвов - одна из темнейших в еванегльском сказании и христианском предании, и только долгое повторение несообразностей сделало людей к ней привычными. Вот как пишут в энциклопедии "Христианство, т. 1", М.: БРЭ, 1993 по этому поводу:


ВОЛХВЫ, "мудрецы", или т.н. маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности. ... В истории В. нельзя не упомянуть о евангельском указании на то, что во время рождения Христа "пришли в Иерусалим В. с Востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский?" (Мф., 2:1 и 2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии - на это евангелист не даёт никаких указаний. Но дальнейшее заявление этих В., что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося Царя Иудейского, которому и прибыли поклониться (2:2), показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных В., которые занимались астрономическими наблюдениями.

Около времени Рождества Христова, именно в 747 году по основании Рима, на небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимание всех, кто наблюдал за звёздным небом и занимался астрономией, т.е., именно халдейских В. В следующем году к этому сочетанию присоединился Марс, который ещё больше усилил необычайность всего явления. В., поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, по свидетельству евангелиста, "отошли в страну свою", возбудив тем крайнее раздражение Ирода (см. Вифлеемское избиение младенцев). О них сложился цикл легенд, в которых восточные мудрецы являются уже не простыми В., а царями, представителями трёх рас человечества. Позже предание называет даже имена их - Каспар, Мельхиор и Вальтасар, и подробно описывает их наружность.

В восточных христианских сказаниях В. получают ещё больше внешнего величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7 тыс. человек. По возвращении в свою страну (на отдалённейшем востоке, у берегов океана) они предались созерцателной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то ап. Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кёльн. В их честь на Западе был установлен праздник, известный под названием праздника трёх царей (6 января), и они сделались вообще покровителями путешественников.
А.П. Лопухин


Здесь вы не узнаете, что рассказ о поклонении волхвов присутствует только в евангелии от Матфея (гл. 2, 1-2), разумеется из евангелий канонических. Поскольку этот факт странен на фоне всеобщей популярности этого сюжета. Вот что говорится у Матфея по этому поводу:


Iису же родишуся въ вифлееме iудейстемъ во дни ирода царя, се, волсви от востокъ прiидоша во iерслимъ, глаголюще:

в. где есть рождейся црь iудейскiй; видехомъ ко sвезду его на востоце и прiидохомъ поклонитися ему.

...

з. Тогда иродъ тай призва волхвы, и испытоваше от нихъ время явльшiяся sвезды,

и. и пославъ ихъ въ вифлеемъ, рече: шедше испытайте известно от отрочати: егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз шедъ поклонюся ему.

ф. Они же послушавши царя, идоша. И се, sвезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши ста верху, идеже бе отроча.

i. Видевше же sвезду, возрадоващася радостiю велiею sело,

аi. и пришедше въ храмину, видеша отроча съ мрiею мтрiю его, и падше поклонишася ему: и отверзше сокровища своя, принесоша ему дары, злато и ливан и смирну.

вi. И весть прiемше во сне не возвратитися ко ироду, инымъ путемъ отидоша во страну свою.