Братство

В десяти километрах к западу от Лимассола, на одной из живописных долин Кипра, в нескольких километрах от морского берега, расположен средневековый замок Колосси. Название происходит от имени некоего Гаринуса де Колосса, которому первоначально принадлежало право владения этими землями. В 1210 году король Кипра Хью I, (1) выкупил эти земли у владельца и пожаловал права владения ими Рыцарскому Ордену Госпитальеров, учредив в Колосси Гранд Коммандарию – резиденцию Коммандора и главный командный пункт Ордена.

Согласно одной из версий история Ордена Госпитальеров (2) началась в 1070 году, когда итальянский купец Панталеон Мауро из Амальфи получил от Боменсора - египетского калифа и владетеля Палестины - разрешение открыть в Иерусалиме, недалеко от Храма Гроба Господня, гостиницу (3), или странноприимный дом для паломников к Святым местам, и посвятил его святому Иоанну. Иная версия повествует о том, что приют был открыт в аббатстве св. Марии Латинской в Иерусалиме (Abbey of Santa Maria Latina) (4) и приписан к маленькой церкви, посвященной св. Иоанну. По сей день историки не пришли к согласию, какой именно св. Иоанн упомянут в данном случае. В соответствии с одной версией - это святой патриарх Иоанн Милостивый Александрийский, с другой - святой Иоанн Иерусалимский; ну а современные официальные католические источники склоняются к тому, что община была посвящена святому Иоанну Крестителю.

Так или иначе, гостиницы-приюты и раньше появлялись на путях странствий паломников к Святым местам, и приют святого Иоанна был не первым учреждением такого типа в Палестине.

15 июля 1099 года первый крестовый поход завершился взятием Иерусалима. Вероятно, именно в это время церковь св. Иоанна была отдана аббатством под присмотр одного из монахов, по имени Герард, ставшего позднее известным святым Герардом Блаженным, под чьим руководством образовалось небольшое братство монахов-бенедиктинцев, призванное ухаживать за больными и ранеными паломниками, прибывавшими из Европы поклониться Гробу Господню. До нас дошло предание, связанное с именем святого Герарда, и повествующее о том, как во время осады Иерусалима он тайно перебрасывал через стену города буханки с хлебом для осаждавших город голодающих крестоносцев. Он был пойман и предстал перед судом осажденных в Иерусалиме турок с обвинением в помощи неприятелю. И когда настало время предъявить улики, буханка хлеба, спрятанная под плащом святого, чудесным образом превратилась в камень, и Герард был оправдан. Впоследствии правитель Иерусалимского королевства, «Защитник Гроба Господня» Годфруа Булонский (5) посетил странноприимный дом иоаннитов, пожаловав для содержания госпиталя небольшую деревню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Тогда же четверо рыцарей из свиты Годфруа - Раймонд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю и Гастус, приняв монашеские обеты, остались в общине иоаннитов. Считается, что в это время монашеское братство было преобразовано в Орден, с миссией не только помощи больным и бедным, но и защиты паломников в Святую Землю. Таким образом, помимо монашеских обетов бедности, послушания и целомудрия, члены общины из рыцарского сословия принимали еще и обет борьбы с неверными, что превращало монашеский орден в духовно-рыцарский. Спустя четыре года наследовавший Годфруа Булонскому Балдуин I (6) подтвердил привилегии братства, а через три года, в 1107, закрепил за иоаннитами земельный участок, на котором находился приют.

Братство быстро крепло, увеличивалось, становилось в Палестине политической силой, с которой все больше считались. Процесс роста братства был настолько бурным, 15 января 1113 года Папа Паскаль II (7) в булле «Geraudo institutori ac praeposito Hirosolimitani Xenodochii» официально утверждает братство в статусе самостоятельной монастырской общины с собственным уставом.

Как уже говорилось выше, основной задачей общины в то время был уход за больными и ранеными. В главном госпитале в Палестине размещалось около 2000 коек, а, кроме того, приют для подкидышей и грудных младенцев. На денежные пожертвования община содержала пять терапевтов и трех хирургов. Для всех больных и раненых, вне зависимости от происхождения, были одинаковые условия, одежда и пища одного качества. Госпитальеры раздавали беднякам милостыню, и три раза в неделю устраивали для них бесплатные обеды.

Галина Росси, искусствовед 

Источник - www.globalfolio.net/monsalvat/frglorios/hospitalrossi/hospitalrossi01.htm

 


 

Примечания:

1. Хью (Гуго) I де Лузиньян (Hugh I de Lusignan). Король Кипра с 1205 по1218. Годы жизни: 1194/951218.

2. полное название - «Орден всадников приюта святого Иоанна Иерусалимского» «Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem»

3. Термин "госпиталь" понимается сегодня как военная больница или больница для раненных на войне, то есть только как чисто медицинское учреждение. Однако во времена средних веков термин означал значительно более широкое понятие. Латинское слово " hospitolis" переводится, как "гость". Госпиталь того времени – был гостиницей или приютом, где путник мог получить ночлег, питание, лечение, отдых, защиту, безопасность, а также и религиозные требы.

4. Аббатство св. Марии находится недалеко от Церкви Гроба Господня в Иерусалиме

5. Годфруа Булонский (Godfrey de Bouillon). Родился до 1061 (по другим источникам около 1062) умер 18 июня 1100; годы правления 1099-1100. Годфруа Булонский, по известным ему одному причинам, уклонился от чести стать королем вновь созданного Иерусалимского королевства, не короновался, и до конца дней своих довольствовался почетным титулом "Защитник Гроба Господня". Умер через год после взятия Иерусалима, однако счет латинских королей Иерусалима ведется в истории от Годфруа.

6. Балдуин I (Baldwin I de Boulogne) Родной брат Годфруа Булонского. Формально стал первым коронованным королем Иерусалимского королевства. Годы правления 1100-1118.

7. Папа Паскаль II (Pascal II) родился ок.1055, посвящен 14 августа 1099, умер 21 января 1118